1-й канал

Первый канал
Акционерное общество
«Первый канал»
1канал-5.svg
Страна  Россия
Зона вещания  Россия
Время вещания круглосуточно
Язык вещания русский
Штаб-квартира Москва, телецентр «Останкино»
Формат изображения 576i (SDTV)
1080i (HDTV)
Тематика телеканала Общая
Дата начала вещания 24 января 1995 года (учредительное собрание акционеров)[1]
28 февраля 1995 года (зарегистрирован)[2]
1 апреля 1995 года (начало вещания)
Заменил
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 50252 от 7 июня 2012 года[3]
Лицензия на вещание ТВ № 21299 от 10 июля 2012 года
Доля аудитории 11,8% (2018 год, Топ-7 телеканалов России)
Основатель
Владелец ВТБ — 32,89 %
Росимущество — 26,11 %
Национальная Медиа Группа — 19,46 %
СОГАЗ[4] — 13,42 %
ТАСС — 6,11 %
Останкино — 2,01 %[5]
Руководители
Прежние названия Общественное российское телевидение (ОРТ) (1 апреля 1995 — 1 сентября 2002)
Родственные телеканалы
Голос телеканала
Сайт 1tv.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Первый канал» — общероссийский федеральный телеканал. Вещает из Москвы, штаб-квартира находится в телецентре «Останкино», на улице Академика Королёва, 12. Позиционируется как главный телеканал страны. Помимо территории России, вещание «Первого канала» распространяется за пределы страны (международная версия — «Первый канал. Всемирная сеть»). Член Европейского вещательного союза. Вещает с 1 апреля 1995 года.

Телеканал был основан 24 января 1995 года под названием «Общественное российское телевидение» (ОРТ) и начал вещание на частоте «1-го канала Останкино», принадлежавшей РГТРК «Останкино» с декабря 1991 года. ОРТ было создано с целью восстановления интереса к первой кнопке российского телевидения и с целью получения необходимого государственного финансирования: основную часть рекламных доходов на первом канале ранее получали производители транслировавшихся телепрограмм и рекламные агентства, независимые от РГТРК «Останкино». Наименование «Первый канал» было получено 2 сентября 2002 года[10]. С 1 июня 2011 года канал перешёл на формат 16:9[11], с 24 декабря 2012 года осуществляется также вещание в формате высокой чёткости HD и многоканальным звуком Dolby Digital 5.1 (только при показе кинопродукции). «Первый канал HD» полностью дублирует сетку вещания основного канала[12].

Основными конкурентами «Первого канала» являются телеканалы «Россия-1» и НТВ. На канале работает 2443 сотрудника (по состоянию на 2015 год)[2]. По состоянию на конец 2020 года, 51 % акций телеканала находятся у представителей Российского государства, 29 % имеет Национальная Медиа Группа, 20 % — страховая компания СОГАЗ[4]. В ближайшее время в рамках дополнительной эмиссии акций государственная доля во владении будет снижена до 34 %[13].

История

Общественное российское телевидение, а впоследствии «Первый канал», имеет обширную историю, насчитывающую несколько периодов.

Финансовые показатели

2011 год

Выручка телеканала в 2011 году составила 28,9 млрд руб., чистая прибыль — 2,8 млрд руб.[14]

2012 год

В 2012 чистая прибыль компании составила 287 млн руб. благодаря большой рекламной выручке: дополнительные бюджеты, согласно Vi (Видео Интернэшнл), каналу принесла политическая реклама (308 млн рублей) и ролики в трансляциях матчей чемпионата Европы по футболу в Польше и на Украине[15].

2013 год

В 2013 году выручка «Первого канала» увеличилась на 1,6 % до 29,6 млрд руб., а расходы — на 7,3 % до 34,3 млрд руб[15]. Часть расходов «Первый» смог закрыть только с помощью субсидий из федерального бюджета (3,7 млрд руб. на распространение сигнала в малых городах) и 100 млн руб. от Минкультуры РФ на производство социально значимых сериалов, однако впервые с 2000 года телеканал завершил год с чистым убытком, размер которого составил 1,03 млрд руб. (убыток в 2000 году составлял 1,7 млрд руб.[16])

Расходы выросли в основном в связи с запуском HD-канала, Олимпиадой в Сочи и ростом стоимости контента (часть передач даже снималась специально в Сочи)[16][15]. В разделе рисков отчётности «Первого» говорилось, что ухудшение ситуации на рынке рекламы чревато снижением его выручки, а расходы могут вновь вырасти из-за затрат на Олимпиаду (основную их часть должны были отразить в 2014 году) и оплату прав на трансляцию чемпионата мира по футболу в Бразилии[16].

2014 год

По итогам 2014 года выручка «Первого канала» выросла на 2,9 процента — до 30,105 миллиарда рублей. При этом доходы от федеральной рекламы сократились до 23,609 миллиарда рублей (23,665 миллиарда рублей годом ранее), а выручка от региональной и спонсорской рекламы выросла на 12,6 и 15 процентов соответственно. Также он получил госпомощь в размере 4,029 миллиарда рублей, а 66 миллионов рублей поступило на производство телевизионных версий церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Сочи. Из этих средств было потрачено 56,66 миллиона рублей, остаток был возвращён в бюджет[17]. Убыток «Первого канала» в 2014 году составил 938 млн руб.[18]

2015 год

В 2015 году телеканал получил из федерального бюджета 4,2 млрд рублей на распространение сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек, а также 3,5 млрд рублей разовой помощи на производство контента из-за девальвации рубля; продажа акций украинского «Интера» принесла «Первому каналу» дополнительно 100 миллионов долларов[19].

2016 год

В 2016 году государственные средства «Первому каналу» не проходили по отдельной статье, однако согласно отчётам их предельный размер мог составить до 5,2 млрд рублей[20].

2017 год

В бюджете 2017 года на производство, закупку и распространение контента было заложено выделение 3 млрд рублей. К этому моменту телеканал терял аудиторию: в 2016 году среднесуточная доля зрителей в возрасте 14—59 лет упала до 11,6 %, за девять месяцев 2017 года она составила 10,7 %, из-за чего «Первый канал» начал продавать меньше рекламы[20].

2018 год

В 2018 году «Первый канал» продемонстрировал наибольшую выручку по РСБУ, составившую свыше 32,8 млрд руб., однако его разрыв между выручкой и расходами составлял 13,1 млрд руб., который не удалось ликвидировать — «прочие доходы» Первого канала составили всего 7,6 млрд рублей, что дало 6,8 млрд рублей чистого убытка — наибольший показатель среди других каналов[21]. Показатели чистого убытка за 2018 год выросли по сравнению с 2017 годом в 4 раза[22].

В конце декабря 2018 года телецентр «Останкино» подал в суд два иска на телеканал, требуя выплатить задолженности на сумму в 164 млн рублей (общий размер долга «Первого канала» и его субподрядчиков оценивался в 1 млрд рублей). Данные судебные требования стали первыми за пять лет[23]. В январе 2019 года канал погасил основную сумму долга, от штрафа и пени телецентр отказался[24].

Слоганы

  • «Это — Первый!» — 1995 год[25].
  • «Новый год приходит с ОРТ!» — Новогодние праздники 1995—1996, 1997—1998, 2000—2001, 2001—2002[26].
  • «ОРТ — Мечты сбываются!» — Новогодние праздники 1999—2000.
  • «Первый? Посмотрим!» — с 1999 по 2003 год.
  • «Первый пошёл», «Первый на связи» — промокампания по смене названия канала с «ОРТ» на «Первый канал» — август-октябрь 2002 года.
  • «Первый покажет» — с 2003 по 2005 год[27].
  • «Первый рядом» — с 2005 по 2006 год[28].
  • «Формула Первого», «Нас не догонят!» — с 2006 по 2007 год[29][30].
  • «Команда Первого. Асы эфира» — с 2007 по 2009 год[31][32].
  • «Шанс на свежее телевидение», «Право на свежее телевидение», «Пора свежего телевидения», «Время свежего телевидения» — с 2009[33] по февраль 2011 года.

Вещание

Эфирное аналоговое вещание осуществлялось по системе цветного телевидения SECAM до 14 октября 2019 года: в формате 14:9 — для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей и в формате 16:9 — для цифрового и спутникового вещания (до 1 июня 2011 года вещание происходило в формате 4:3).

С ноября 2003 года канал частично перешёл на стереовещание[34]. C 2008 года телеканал имеет собственное интернет-вещание[35].

1 июня 2011 года «Первый канал», первым из федеральных каналов России перешёл в формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания) и 16:9 (для цифрового спутникового, кабельного и эфирного вещания)[11]. «Первый канал» входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России[36].

Помимо версии для московского часового пояса, «Первый канал» имеет десять временных дублей для вещания на восточные и западные регионы России, транслируемых через спутник[37]. В силу наличия дублей в вещании канала имеются случаи, когда некоторые передачи в случае смерти известных людей, появления в сетке вещания внеплановой политической или спортивной прямой трансляции или же каких-либо ЧП оперативно снимаются с эфира в европейской части России, но при этом показываются на других дублях в азиатской части России. Также, в случае объявления регионального (не общегосударственного) траура, независимо от региона траура, оперативные изменения вносятся в сетку вещания для европейской части России.

С 24 декабря 2012 года «Первый канал» начал вещание в формате HD (орбита «Первый канал» (Московское время) +0)[38]. С 16 декабря 2013 года доступен «Первый канал» в формате HD (орбита 3 (Красноярское часовое время) +4). Также имеет официальное интернет-вещание со скрытыми субтитрами в формате HD (орбита «Первый канал» (Московское время)+0), доступное только для жителей европейской части РФ (Московское время +0 −1), для стран Европы и Ближнего Востока (МСК-2 часа/-3 часа), Украины (МСК-1 час/-2 часа).

Первый канал. Всемирная сеть

Вещанием «Первого канала» за рубежом с 1999 по 2002 год занималось ЗАО «ОРТ-международное»[39], а с 2002 года по сей день — ЗАО (с 12 января 2017 года — АО) «Первый канал. Всемирная сеть», чьё вещание охватывает весь мир.

Спутниковое вещание

Спутниковое вещание осуществляется в пакетах «НТВ-Плюс», «Триколор ТВ», «Телекарта», «Спутниковое МТС ТВ», GlobeCast, и спутниковых операторов: Azerspace-1.

Вещание в «Одноклассниках»

С 28 января 2019 года «Первый канал» начал транслировать свой прямой эфир в «Одноклассниках». До этого периода канал не вещал в социальных сетях[40].

Акционеры

По состоянию на апрель 2013 года контрольный пакет телеканала принадлежал государству (Росимущество — 38, 9 %, ФГУП «ИТАР-ТАСС» 9, 1 %, ФГУП «ТТЦ „Останкино“» 3,0 %) — 51 %, 25 % — ООО «РастрКом-2002» («Национальная медиа группа») Юрия Ковальчука, 24 % ООО — «ОРТ-КБ» Романа Абрамовича[41].

Руководители

Генеральные директора

Генеральные продюсеры

Председатели совета директоров

Руководители пресс-службы

  • Григорий Симанович (1995—2000)[55][56]

Руководители аналитической дирекции

Подразделения

  • Руководство
  • Первый отдел
  • Дирекция программ
  • Дирекция планирования программ
  • Дирекция планирования и финансирования
  • Дирекция креативного планирования
  • Дирекция ОРТ — Дизайн
  • Дирекция кинопостпродакшна
  • Дирекция оформления эфира
  • Дирекция по рекламе
  • Дирекция сетей распространения программ
  • Международная дирекция
  • Коммерческая дирекция
  • Дирекция маркетинга
  • Дирекция стратегических исследований телеаудитории
  • Управление делами
  • Служба безопасности

Служба генерального директора

Подразделение под руководством Марины Даниелян[58], которое занимается производством «Новогодней ночи на Первом канале»[59]. Образовано в 1997 году. Ранее производило передачи «Старые песни о главном», «Проводы Старого года с Максимом Галкиным», «Весна с Иваном Ургантом», «Прожекторперисхилтон» (выпуски 2008—2012 гг.[60]), «ДОстояние РЕспублики», «Мульт личности», «Yesterday Live», «Настя»[61], «Успеть до полуночи», «Повтори!», «Новенькие» (не вышла в эфир)[62], «Театр эстрады», «Мистер и миссис СМИ», «Прожарка»[63] и др.

Дирекция информационных программ

Подразделение, которое занимается производством информационных программ. Образовано в 1996 году на базе ИТА. По официальной информации, датируемой 2015 годом, больше половины из 2443 сотрудников телекомпании числятся именно в этой дирекции[64]. Располагается на 1-ом этаже телецентра «Останкино»[65]. Производит ежедневные выпуски новостей[66], две версии программы «Время» — одну в формате ежедневной информационной передачи с понедельника по субботу, другую в формате итоговой программы по воскресеньям (последняя ранее выходила под названием «Воскресное Время»), а также аналитический комментарий «Однако». Также принимает участие в производстве прямых трансляций общественно значимых событий и некоторых документальных фильмов, представляющих собой расширенную версию новостного репортажа. В разное время ДИП также производила телепрограммы «19.59», «Время с Сергеем Доренко», «Новость дня»[67], «Новости культуры», «Авторская программа Сергея Доренко», «Времена»[68], «Ночное Время», «Другое время», «Театр кукол», «Другие новости»[69] и «Толстой. Воскресенье» (вторая версия).

Директора
Заместители директора
  • Михаил Светличный (1995)[80]
  • Ирина Филина (1998—2004)[81]
  • Алексей Бродский (2004—2010)[82][83]
  • Анна Горшкова (с 2011)[84]
Главные продюсеры
Главные режиссёры
Руководитель отдела авторских программ при ДИП
Продюсеры — заместители руководителя отдела авторских программ при ДИП

Дирекция общественно-политического вещания

Подразделение, которое занимается разработкой и доведением до эфира общественно-политических программ и крупных документальных проектов. В настоящее время курирует производство программ «Здоровье», «Человек и закон», «Теория заговора» и «Часовой». Ранее дирекция производила телепрограммы «Взгляд», «Мы», «Армейский магазин», «Пока все дома», «Служу России», «Один на один», «Пресс-клуб», «Человек в маске», «Час пик», «Тема», «Сельский час», «Документальный детектив»[90], «Как это было», «Жди меня», «Спецрепортаж», «Независимое расследование», «Служу Отчизне!», «Криминальные хроники»[91], «Спецрасследование», «Федеральный судья», «Среда обитания», «Свидетели», «Право на защиту», «Первый класс с Иваном Охлобыстиным», «Своими глазами», «История российской кухни», теледебаты кандидатов в депутаты Государственной думы II—III созывов и президенты России (изначально)[92] и другие[93][94][95].

Руководители
Заместители директора
  • Алексей Пищулин (2007—2009)[100]
  • Данила Шарапов (2009—2010)[91]
  • Андрей Сысоев (с 2010)[103]
Главные режиссёры
  • Михаил Павлов (2004—2009)[104]
  • Наталия Гугуева (2009—2013)[105]
  • Людмила Снигирёва (2013—2014)[102]
  • Юлия Ермолина (с 2014)[106]

Дирекция кинопоказа

Подразделение по закупке и доведению до эфира телесериалов[107] и иностранных фильмов, ранее — ещё и по производству новых российских. Изначально существовала как Дирекция кинопрограмм ОРТ[108]. С 1995 по 1998 год функции руководителя подразделения выполнял продюсер, в 1998—2002 годах — директор Дирекции кинопоказа и кинопроизводства. В 2002 году Дирекция кинопоказа и кинопроизводства была разделена на две самостоятельные. Кроме того, тогда же в штатном расписании появилась должность заместителя генерального директора по кинопоказу и кинопроизводству[109], убранная в конце ноября 2005 года вместе с расформированием Дирекции кинопроизводства и созданием компании «Дирекция кино»[110].

Руководители Дирекции кинопоказа
Заместитель генерального директора по кинопоказу и кинопроизводству
  • Анатолий Максимов (2002—2005)
Директор Дирекции кинопроизводства

Дирекция спортивного вещания

Подразделение по производству спортивных трансляций и комментариев к ним, ранее — ещё и спортивных программ. Находится на 11-м этаже телецентра «Останкино»[65]. Основные спортивные комментаторы и ведущие новостей спорта канала в 2000-е годы — Виктор Гусев[117], Константин Выборнов (уволился в 2009 году, далее появлялся на канале уже как приглашённый комментатор)[118], Владимир Топильский, Владимир Гомельский, Андрей Голованов (с 2002 года работал на внештатной основе)[119], Евгений Кузнецов[120], Владимир Гендлин, Геннадий Орлов (во время крупных футбольных турниров) и другие.

Руководители
  • Николай Малышев (1995—2017)[121]
  • Ольга Черносвитова (с 2017)[122]
Заместители директора
  • Борис Скрипко (1995—2003)[123][124][125]
  • Роман Петухов (с 2003)[126]
  • Владимир Гомельский (2010—2016)[127]
Главные редакторы
Режиссёры спортивных трансляций
  • Ян Садеков (1995—2005)[131]
  • Раиса Панина (1995—2005)[132][133]

Дирекция социальных и публицистических программ

Подразделение, которое занимается производством ток-шоу и некоторых документальных программ. Образовано в 2003 году как Студия спецпроектов. В настоящее время производит программы «Модный приговор», «Давай поженимся!», «Познер», «Сегодня вечером», «Мужское/Женское» и «Время покажет». Ранее производила передачи «Основной инстинкт», «Пять вечеров», «Пусть говорят», «Лолита. Без комплексов»[134], «Судите сами», «Малахов+»[135], «Доктор Курпатов»[136], «Закрытый показ», «Доброй ночи», «В мире людей», «Гордон Кихот», «Общее дело», «Участок», «Жить здорово!» (изначально), «ЖКХ», «Свобода и справедливость», «В контексте», «Гражданин Гордон», «Дёшево и сердито», «Доброго здоровьица!», «Я подаю на развод», «Пока ещё не поздно», «Политика», «Они и мы», «Дело ваше», «Структура момента», «Толстой. Воскресенье» (первая версия), «Таблетка», «Про любовь», «Первая студия», «Бабий бунт», «Право на справедливость» и «Проверено на себе», а также теледебаты кандидатов в депутаты Государственной думы IV—VII созывов[137] и президенты РФ[138].

Руководители
  • Наталья Никонова (2003—2009)[139][140]
  • Андрей Писарев (с 2009)[141]
Заместители директора

Дирекция спецпроектов

В 2007 году подразделение было создано для реализации проектов Александра Цекало[146] — спортивной телеигры «Стенка на стенку», пародийного шоу «Большая разница»[147], а также различных концертов («Новогодняя ночь—2008»[147], концерт Михаила Задорнова «С первым смехом!»[148], мюзикл «Красота требует…» и другие). Кроме того, дирекция осуществляла разработку сериала «Обратная сторона Луны», российской версии проекта BBC «Жизнь на Марсе»[149]. Летом 2008 года Цекало по собственному желанию уволился с позиции директора дирекции спецпроектов[150] с целью создания продюсерской компании «Среда»[151], в результате чего дирекция была закрыта[150].

В 2017 году после возвращения на канал продюсера Натальи Никоновой[152] дирекция была снова открыта и в настоящий момент производит программы «Пусть говорят», «На самом деле»[153], «Жить здорово!»[154], «Видели видео?» и «Док-ток», ранее также производила проекты «Эксклюзив», «Семейные тайны»[155] и «У нас все дома».

Руководители
  • Александр Цекало (2007—2008)
  • Наталья Никонова (с 2017)

Дирекция научно-популярных программ

Подразделение занимается подготовкой и доведением до эфира познавательных, научно-популярных программ, документальных проектов. Было образовано в 2002 году. До 2001 года курированием большинства просветительских проектов занимались Сергей Шумаков (как продюсер художественных, развлекательных и просветительных программ) и Лев Николаев (как продюсер научно-популярных программ)[97]. В разное время Дирекция выпускала передачи «Клуб путешественников», «Путешествия натуралиста», «В мире животных», «Здоровье» (в середине 2000-х годов)[156], «Вкус жизни», «Телеканал „Новый день“» и его подпроекты, «Возвращение домой», «Трюкачи», «Братство бомбы», «История песни», «Зверинец», «Код жизни» и другие[157].

Руководители
  • Андрей Цвинтарный (с 2002)[157]
Заместители директора
  • Андрей Сычёв (2002—2003)[158]
  • Елена Левина (с 2003)
Главные режиссёры

Дирекция документального кино

Данное подразделение, образованное в 2002 году, занимается подготовкой и доведением до эфира российских (до 2013 года — также иностранных) документальных проектов об известных личностях или актуальных событиях. Среди наиболее известных: поздние фильмы Павла Шеремета, «Битва за космос», «Раны Цхинвала», «Невероятные истории про жизнь», «Поединки», сюжеты для телемарафона «Всем миром!»[160], «Бродский не поэт» и др[161]. С 2005 по 2012 год этой же дирекции подчинялась линейка документальных фильмов в 22:30 по будням. До 2005 года основным производителем документальных фильмов для неё была телекомпания «Останкино», продюсеры Алексей Пиманов и Сергей Медведев[162].

Руководители
  • Светлана Колосова (с 2002)[161][163]
Заместители директора
  • Андрей Сычёв (с 2003)[158]
Главные режиссёры
  • Александр Михайловский (2002—2013)[164]
  • Наталия Гугуева (с 2013)[165]
Режиссёры озвучивания и дубляжа
  • Ирина Кротик-Короткевич (2003—2013)[166]

Дирекция Главного продюсера музыкальных и развлекательных программ

Подразделение, которое занимается производством музыкальных и развлекательных программ.

Изначально возникла и существовала как Дирекция детского и развлекательного вещания. До 1998 года курированием музыкальных, развлекательных и детских передач занимались соответствующие продюсеры: Юрий Саульский[167] (в 1996 году его сменил Аркадий Буйнов)[168], Сергей Шумаков и Борис Селеннов[97].

В 2003 году дирекция была разделена на Дирекцию художественных, развлекательных и просветительских программ и Дирекцию детских и юношеских программ (последняя была закрыта в апреле 2007 года[169]). В июне 2013 года Дирекция художественных, развлекательных и просветительских программ была присоединена к Дирекции музыкального вещания, образованной в 1999 году, её директором стал Юрий Аксюта[170]. В сентябре этого же года была преобразована в Дирекцию Главного продюсера музыкальных и развлекательных программ.

Руководители Дирекции музыкального вещания (в 1999—2013 годах)
Руководители Дирекции художественных, развлекательных и просветительских программ (в 2003—2013 годах)
Руководитель Дирекции детских и юношеских программ (в 2003—2007 годах)
Руководители Дирекции детского и развлекательного вещания (в 1998—2003 годах)

Дирекция утреннего телеканала

Подразделение, которое занимается подготовкой и производством утренней информационно-развлекательной программы «Доброе утро». Ранее также занималось производством программы «Добрый день» (все версии) и некоторых выпусков «Спецрепортажа»[181]. В 2003—2007 годах также существовало схожее по полномочиям подразделение «Дирекция дневного вещания», которое выпускало программы авторства руководителя этого структурного подразделения Ларисы Кривцовой[182][183]: «Большая стирка», «Город женщин», «Встань и иди»[184] и «Большой обед».

Дирекция интернет-вещания и общественных связей

С октября 2000 года на смену должности руководителя пресс-службы пришла Дирекция общественных связей ОАО «ОРТ» (с 2002 — ОАО «Первый канал»)[185]. Она отвечала за координирование работы канала и средств массовой информации, популяризацию его программ и проектов, взаимодействие канала с телезрителем.

Дирекция интернет-вещания была образована в мае 2014 года посредством разделения Дирекции креативного планирования и интернет-вещания на две самостоятельные. Она занималась усилением позиций «Первого канала» в интернете и новых медиа[186].

В апреле 2017 года Дирекция интернет-вещания была присоединена к Дирекции общественных связей, руководителем объединённого подразделения стала Лариса Крымова[187].

Руководители Дирекции общественных связей (в 2000—2017 годах):

Руководители Дирекции интернет-вещания:

  • Илья Булавинов (2014—2017)

Кинопроекты

«Первый канал» участвовал в съёмке и продвижении некоторых российских фильмов:

Первая видеокомпания

Компания была основана при участии ОРТ в 1997 году для собственного производства видеокассет. «ОРТ-Видео» начала свою активную деятельность с издания на видеоносителях французской киноклассики[194]. 2 сентября 2002 года компания была переименована в «Первую Видеокомпанию». С 2004 года компания массово производила DVD-диски.

В репертуар продукции входили отечественные, зарубежные фильмы, классика советского и зарубежного кино, мультфильмы, документальные фильмы, хронометраж программ ОРТ, авторское кино, видеоклипы российских звёзд шоу-бизнеса и эстрады (совместно с «ОРТ-Рекордс»), а также фильмы и сериалы, созданные при непосредственном участии или поддержке канала[195]. В октябре 2011 года компания объявила о своём банкротстве[196].

Параллельно с «ОРТ-Видео» в середине-конце 1990-х годов под эгидой канала также существовали организации с названиями «ОРТ-Рекордс» и «ОРТ-Концерт»[197]. Их рекламные ролики часто появлялись в межпрограммном пространстве телеканала[197] до 2000 года.

Генеральный директор компании в 2004—2012 годах — Екатерина Павлова[198].

Критика

Финансовая политика

Согласно протоколу Комиссии агентства по отбору профессиональных директоров, опубликованному Росимуществом, в 2012 году «Первый канал» был признан худшей государственной компанией по качеству корпоративного управления. По словам сотрудников, канал проводил не более двух советов директоров в год в очной форме, не публиковал информацию по отчётности и не исполнял поручения государства как собственника. При этом официально Росимущество не направляло какие-либо претензии в адрес «Первого канала» касаемо этих сторон деятельности. До 2012 года телеканал некоторое время не платил ежегодные дивиденды[14], а в 2013 году и вовсе впервые с 2000 года закончил финансовый год в убытке.

Согласно официальным данным, прибыль главного производителя контента «Первого канала» — группы компаний «Красный квадрат» — от сотрудничества с телеканалом составляла около 1 млрд рублей за 2009 год. Газета «Ведомости», проверяя эти данные, получила две другие оценки в 908 млн рублей (согласно данным СПАРК) и в 80 млн долларов США (согласно опросам двух руководителей крупных продюсерских компаний): расхождения объяснялись возможным некорректным выведением консолидированных показателей по российским стандартам отчётности. Другим поставщиком контента для канала в 2010 году являлся «Телеальянс медиа групп», однако у него в эфирной сетке были считанные единичные продукты, в то время как в прайм-тайм в эфир выходило подавляющее количество продуктов «Красного квадрата». Бывший ведущий программы «Взгляд» Александр Политковский критиковал подобный подход к финансированию и выводу проектов в эфир[199].

Необъективность, цензура и ложные сообщения в информационных программах

Служба новостей «Первого канала» часто обвиняется в предвзятой проправительственной точке зрения. По словам критиков (Новая газета и Центр экстремальной журналистики)[200], неоправданно большую часть эфирного времени в новостях «Первый канал» уделяет информации о деятельности государственной власти[201].

  • Газетой «Коммерсантъ» высказывались сомнения в непредвзятости телеканала в освещении «оранжевой революции» в 2004 году[202], а также конфликта в Ливии 2011 года[203][неавторитетный источник?].
  • В ноябре 2011 года в репортаже программы «Воскресное время» о выступлении Председателя Правительства РФ Владимира Путина после боя Фёдора Емельяненко с американцем Джеффом Монсоном был вырезан свист, который, по мнению многих журналистов, был адресован чиновнику. Ведущий программы Пётр Толстой заявил о том, что свист не был направлен против Путина[204][205].
  • 21 октября 2012 года в программе «Воскресное время» вышел сюжет Антона Верницкого о выборах в координационный совет оппозиции, в рамках которого был показан разговор с Евгением Гришковцом, в котором он раскритиковал оппозиционеров. Согласно Лента.ру, 22 октября на своём сайте писатель заявил о том, что не давал никакого интервью «Первому каналу», а его слова были взяты из записи беседы с корреспондентом екатеринбургского интернет-портала и вырваны из контекста[206].
  • 3 февраля 2013 года в программе «Воскресное время» вышел репортаж под названием «Виртуальные отношения как повод для реальных проблем, или новый вид зависимости — от соцсетей», посвящённый Татьяне Козленко (бортпроводнице, которую уволили за публикацию фотографии с нецензурным жестом на своей странице в социальной сети). В репортаже «Первый канал» приводит скриншот её страницы в социальной сети «ВКонтакте», на котором из интерфейса соцсети пропало левое меню со ссылками на разделы, а вместо верхней панели с логотипом появилась синяя панель с надписью «Facebook» и предложением войти в свой аккаунт (эта панель видна пользователям Facebook, не вошедшим в свой аккаунт). Кроме того, в адресной строке браузера, в котором якобы открыта страница Козленко, значится адрес «www.facebook.com»[207].
  • 15 февраля 2013 года в новостном сюжете о падении метеорита в Челябинской области «Первый канал» показал видео, на котором якобы видна воронка от столкновения небесного тела с землёй. Комментируя видео с горящей воронкой, ведущий выпуска новостей заявил, что это кадры с того места, в котором, возможно, упал метеорит. Однако видео, переданное Первым каналом, было загружено ещё в 2007 году. По оценке Ленты.ру, на нём показан газовый кратер в Туркмении под названием Дарваза. После того, как поступили сообщения о падении метеорита в Челябинской области, на YouTube стали появляться копии этого ролика с комментариями, что это якобы кадры с места происшествия. Позже «Первый канал» удалил ролик, однако пользователи твиттера сохранили скриншот страницы[208].
  • 28 июня 2013 года немецкий общественный телеканал ZDF опроверг обвинения «Первого канала» в оплате поддержки Pussy Riot на немецком гостелевидении. ZDF пришлось отвечать в эфире на чистом русском языке, чтобы избежать трудностей перевода[209].
  • 10 июля 2013 года в новостном сюжете «Первого канала», посвящённом кандидатам в мэры Москвы, были перечислены лишь 5 из 6 кандидатов (Сергей Митрохин, Михаил Дегтярёв, Николай Левичев, Иван Мельников и Сергей Собянин), которые успели зарегистрироваться. Согласно данным газеты «Московский комсомолец», канал забыл про оппозиционера Алексея Навального, который отдал все необходимые документы в Мосгоризбирком для регистрации кандидатом на выборах мэра Москвы[210]. Впоследствии Навальный так ни разу и не появлялся в эфире телеканала, который крайне редко упоминал его персону. О пребывании Навального в чёрном списке заявлял он сам, что фактически прямым текстом подтверждал Владимир Познер, и косвенно — Эрнст[211].
  • 19 июля 2016 года в эфире новостей «Первого канала» вышел сюжет «Монстры в телефоне могут завести не туда — модная игра захватывает мир» с критикой в адрес игры Pokémon Go. В нём журналисты выдавали кадры с протеста в пригороде Лос-Анджелеса за коллективную ловлю покемонов. Представитель телеканала Лариса Крымова назвала эту ситуацию ошибкой редакторов[212].
  • 26 октября 2016 года в новостной программе телеканала вышел сюжет о якобы оправдании австрийским судом иракского беженца, изнасиловавшего 10-летнего ребёнка. В вечерней программе «Время» сообщалось уже об отмене приговора, однако в двух сюжетах общей продолжительностью в шесть с половиной минут так и не было сказано о сохранении мигранта под арестом и невыпуске на свободу. При этом ведущий и автор сюжета заявляли о возможном избежании наказания, что невозможно: предъявлялись обвинения по пунктам «сексуальные действия с отягчающими обстоятельствами» и «изнасилование», на пересмотр были направлены материалы только по последнему из них[213].
  • 4 июля 2017 года в эфире программы «Время покажет» прозвучала информация, что за период с 2016 по 2017 год поддерживающая Евромайдан украинская группа «Океан Ельзи» дала 35 концертов в России, и таким образом пытались аргументировать точку зрения, что украинские певцы и коллективы регулярно выступают в РФ[214]. На самом деле, как выяснил телеканал «Дождь», по афише с официального сайта группы в России за период с 2013 по 2014 год планировалось провести 35 выступлений. 25 из них (все за 2013) состоялись, а остальные 10 из этого числа (все за 2014) были отменены[215]. Святослав Вакарчук же заявил, что в последний раз он приезжал в Россию с группой в декабре 2013 года[214]. 5 июля Анатолий Кузичев в резкой форме[216] извинился перед зрителями за допущенную ошибку и сказал, что с 2014 года концертов «Океана» в России действительно не было[217].
  • После отравления Сергея и Юлии Скрипаль в Солсбери 4 марта 2018 года, российские телеканалы, освещая этот инцидент, назвали убийцей Александра Литвиненко Александра Гольдфарба[218]. В ответ Гольдфарб подал в суд США иск о защите чести и достоинства против распространивших такие сведения «Первого канала» и RT[219][220]. Дело слушается в Окружном суде Южного округа Нью-Йорка[221].
  • 21 ноября 2018 года в эфире выпуска программы «Время» был показан сюжет к 5-летию со дня начала событий украинской Революции Достоинства, одним из героев которого был представленный как «украинец, житель Кривого Рога, участник Евромайдана» Кирилл Чубенко[222], сказавший, что за прошедшие 5 лет Евромайдан ему ничего не дал[223]: он не может оплатить коммунальные услуги и не знает, как переживёт предстоящую зиму[224]. Как впоследствии выяснилось, в репортаже на самом деле под именем Чубенко снялся белорусский аналитик Виталий Юрченко[225], подтвердивший своё участие в ролике и расценивший свой поступок и согласие сняться для «Первого» как личный позор[226]. 7 декабря «Первый канал» извинился за показанный сюжет, заявив о некачественной работе искавших героев стрингеров[227].
  • 3 июля 2020 года телеканал выдал за празднование принятия поправок в конституцию РФ хоровод в Якутии 2017 года, посвящённый празднованию Дня республики Саха. При этом СМИ утверждало, что «мероприятие» было организовано членами ОНФ, которые в дальнейшем опровергли организацию каких-либо празднований. После того, как на сюжет обратили внимание якутские СМИ, ролик был удалён с сайта телеканала[228].
  • В апреле 2021 года на сайте телеканала перестал быть доступен сюжет о конкурсе «Краса Чечни-2006», в котором участвовала 14-летняя Фатима Хазуева. Из четырёх материалов о конкурсе исчез только сюжет о ней, так что маловероятно, что репортаж удалили случайно. Ранее издание «Проект» в своём расследовании назвало её второй женой главы Чечни Рамзана Кадырова, которая вместе с его официальной женой владеет недвижимостью общей стоимостью не менее 800 миллионов рублей (что значительно превышает их официальные доходы как чиновниц администрации главы региона[229]).

Освещение украинских событий 2013—2014 годов

По словам Константина Эрнста, его телеканал не получал указаний сверху, как освещать присоединение Крыма и конфликт на востоке Украины. Вместо этого сотрудники «Первого канала» поступали в соответствии со своими убеждениями[211].

  • Во время освещения украинского Евромайдана журналист «Первого канала» Виталий Кадченко сообщил о том, что снесённый в ходе протестов в Киеве памятник Владимиру Ленину входил в список всемирного наследия ЮНЕСКО[230]. На сайте организации этот памятник в списке не значится[231].
  • 2 марта 2014 года на фоне событий украинского кризиса и присоединения Крыма к Российской Федерации телеканал выпустил сюжет о массовом бегстве украинцев в Россию, согласно которому за последние две недели границу перешли свыше 140 тысяч человек. По данным Newsru.com, этот видеосюжет был проиллюстрирован кадрами с КПП Шегини — села в Львовской области, через которое проходит трасса Львов — Пшемысль[232].
  • 25 мая 2014 года, в день президентских выборов на Украине, в программе «Воскресное Время» ведущая Ирада Зейналова продемонстрировала на экране таблицу, являющуюся, по её словам, «странной картинкой», которая якобы «появилась на центральном сервере ЦИК Украины несколько минут назад». По этим данным, победителем в первом туре является Дмитрий Ярош с 37,13 %, на втором месте Пётр Порошенко с 29,63 %, третьей стала Юлия Тимошенко с 11,42 %. Согласно данным Slon.ru, к вечеру 26 мая на странице сайта ЦИК Украины данные об итогах голосования отсутствовали, а сама «таблица с результатами голосования» существенно отличается от страницы сайта ЦИКа, и вдобавок содержит фактическую ошибку — кандидат Сергей Тигипко там представлен как Тигипко С. А., хотя его отчество — Леонидович[233]. На следующий день в своих новостных программах телеканал утверждал, что его ведущая была введена в заблуждение «хакерской атакой на сайт ЦИК». По данным же Slon.ru, сам ЦИК ни о какой атаке не заявлял, и данные о победе Яроша опубликовало только российское государственное СМИ[234].
  • 12 июля 2014 года в вечернем эфире «Первого канала» появился сюжет авторства Юлии Чумаковой под названием «Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца»[235]: в центре временного размещения беженцев с Украины некая Галина Пышняк рассказала о публичной казни маленького ребёнка и жены ополченца ДНР вступившими в Славянск украинскими военными[236]. По информации «Новой газеты», повторно этот же сюжет показали на «Первом канале» на следующий день, 13 июля 2014 года, но уже с изменённой подводкой авторства Ирады Зейналовой: «Это леденящее душу интервью записано в Ростовской области. Разговор с Галиной Пышняк оставил сложное впечатление. С другой стороны, вот её рассказ»[237]. Опрошенные находившимся в Славянске фотокорреспондентом «Новой газеты» Евгением Фельдманом несколько десятков местных жителей не подтвердили утверждения Пышняк, по их словам, украинские военные ведут себя предельно корректно и привезли гуманитарную помощь. Некоторые СМИ обратили внимание на ряд нестыковок в её рассказе, а также сильную схожесть с ранее опубликованным публицистом и активным сторонником «Русской весны» Александром Дугиным текстом про распятие шестилетнего ребёнка в Славянске без ссылки на источник информации[238][239]. Советник главы МВД Украины Антон Геращенко сообщил газете «Украинская правда», что Галина Пышняк ведёт асоциальный образ жизни и была умышленно использована для дискредитации украинских военнослужащих[240]. Российский писатель и публицист Дмитрий Быков сравнил этот телесюжет с делом Бейлиса[241]. В октябре 2014 года Конгресс интеллигенции призвал Константина Эрнста провести служебное расследование о причинах попадания заведомых фальшивок в эфир, о том, почему, очень быстро узнав о лживости сообщений, редакция не взяла на себя труд дезавуировать их, несмотря на уже разразившийся публичный скандал[242], сам Эрнст отказался комментировать сюжет[239]. В ходе пресс-конференции президента РФ Владимира Путина 18 декабря 2014 года данный сюжет был упомянут журналистом телеканала «Дождь» Ксенией Собчак в качестве примера разжигания ненависти федеральными телеканалами[239][243]. 21 декабря ведущая «Первого канала» Ирада Зейналова в эфире воскресного выпуска программы «Время» прокомментировала сюжет о «распятом мальчике»: по её словам у журналистов «Первого канала» «не было и нет доказательств этой трагедии, но это реальный рассказ реально существующей женщины, бежавшей из ада в Славянске». После этого в эфире были показаны кадры с обезображенными детскими трупами, окровавленными колясками, гробами и плачущими женщинами, и затем телеведущая подвела итог: «Жизнь оказалась страшнее фантазии. Если болезненной фантазией женщины, чья психика не выдержала ада круглосуточных обстрелов Славянска, оказался рассказ луганской беженки»[239][243][244][245]. Автор сюжета Юлия Чумакова отказывалась комментировать его и продолжила работу на канале в качестве главы Южного бюро в Ростове-на-Дону. Текст сюжета на сайте канала так и не был изменён, сама история превратилась в мем для отсылки к ошибкам и намеренным подлогам в сюжетах российских федеральных телеканалов[212].
  • 14 ноября 2014 года в программе «Однако» в рамках новостной передачи «Вечерние новости» продемонстрировали спутниковый снимок, на котором якобы запечатлён обстрел малайзийского «Боинга» украинским истребителем «МиГ-29». По словам ведущего программы Михаила Леонтьева, уникальный и сенсационный снимок в редакцию прислал Российский союз инженеров (РСИ), в свою очередь получивший его от некоего авиационного эксперта Джорджа Билта. По сообщениям некоторых СМИ этот «уникальный кадр» был опубликован ещё в середине октября, в нём самом выявили фейк, изготовленный с помощью фоторедактора. Фотоблогеры Илья Варламов и Рустем Адагамов, а также Максим Кац отмечали технические несоответствия[246]. Сам Джордж Билт изданию «Buzzfeed» заявил, что нашёл картинку на интернет-форуме и ожидал, что союз может самостоятельно проверить её подлинность. Он выразил недовольство тем, что его усилия использовали для информационной войны, и принёс извинения тем людям, которых мог ввести в заблуждение[247]. Программа оставалась доступной на сайте телеканала, который вместе с Леонтьевым не приносил извинений. В декабре 2019 года Эрнст назовёт сюжет непреднамеренной ошибкой, в то время как Леонтьев откажется считать его таковым. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков утверждал, что сюжет не повредил репутации данного СМИ[211][248].

Критика медицинских телепередач

  • В ноябре 2006 года генеральному директору «Первого канала» Константину Эрнсту было направлено письмо архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона (Васюкова), в прошлом — врача, где была раскритикована редакционная политика ведущего российского телеканала, которая, по его мнению, является «вакханалией лженауки, мракобесия и оккультизма». Критике подверглись передачи «Доброе утро» и «Малахов+». В письме митрополит Никон просил генерального директора «Первого канала» прекратить производство передач, пропагандирующих оккультные антинаучные знания и методы оздоровления на своём телеканале[249].
  • Академик РАН, доктор физико-математических наук Леонид Пономарёв также резко критикует телеканал за его утренние эфиры, в которых регулярно обсуждаются различные мистические явления, например, вживление умерших в живых людей, передача инопланетянами сообщений через мыслящие облака, профилактика гриппа при помощи проткнутого булавками апельсина: «Существование всей этой чудовищной чертовщины вызывает вопрос: что это — недомыслие или умысел?»[250].
  • В выпуске программы «Здоровье» от 12 января 2008 года ведущая программы Елена Малышева якобы убила крысу для проведения эксперимента. Это вызвало сильное негодование со стороны многих российских телезрителей[251]. В ответ на обвинения ведущая заявила, что в результате проведённого эксперимента ни одно животное не пострадало, а уже через 40 минут крыса очнулась, начала двигаться и вернулась к своей нормальной жизни[252].
  • В своей программе «Жить здорово!» от 25 ноября 2011 года Елена Малышева, обсуждая свойства пчелиного мёда, сказала, что он в 100 раз калорийнее сахара и назвала этот продукт источником канцерогенов при условии, что мёд будет растворён в кипятке, чем вызвала широкий общественный резонанс среди пчеловодов и людей, неравнодушных к мёду, которые начали сбор подписей в знак протеста[253].
  • В одном из выпусков «Жить здорово!» Елена Малышева подняла тему метеоризма во время оргазма, что вызвало большой общественный резонанс. В передаче была продемонстрирована любительская видеозапись, демонстрирующая обсуждаемую проблему[254].

Критика развлекательных телепередач и «реалити-шоу»

  • Один из известных скандалов случился с программой «Минута славы». Во втором сезоне выяснилось, что под вымышленными именами и биографиями простых людей в программе участвуют профессиональные артисты. Победитель состязаний Дмитрий Булкин, заявленный как «автослесарь из Кубинки», оказался артистом цирка «Дю Солей» из Канады, работавшим на площадках Лас-Вегаса. А участница Ирина Казакова, якобы «продавщица цветочного магазина», была мастером спорта международного класса по гимнастике[255][256][256]. В результате этого председатель Комиссии по защите прав граждан в области общественной морали и духовной жизни Общественной палаты Тульской области Валерий Владимирович Отставных написал открытое письмо Константину Эрнсту с просьбой наказать сотрудников канала и аннулировать результаты второго сезона конкурса, а также принести публичное извинение от имени «Первого канала» всем телезрителям и участникам проекта[257].
  • Ещё одно подобное письмо было направлено по поводу программы «Пусть говорят». 24 марта 2011 года в программе был затронут конфликт между администрацией интерната для детей с инвалидностью и волонтёрскими организациями. После выпуска правозащитники, выступавшие в программе на стороне детей, направили открытое письмо Константину Эрнсту с протестом в адрес Андрея Малахова. Малахов был обвинён в попытке повысить свою популярность и заработать на детской проблеме. Под письмом подписались ряд известных педагогов[258]. В сентябре 2012 стало известно, что Илья Резник готовит иск против программы за клевету и причинение вреда здоровью[259].
  • 25 апреля 2013 года в СМИ сообщили о том, что в 2012 году телеканал сфальсифицировал итоги международного шоу «Большие гонки». В версии финала, показанной в декабре во всех странах, кроме России, победу одержала сборная Казахстана. Однако в версии «Первого канала» для российских зрителей чемпионов было сразу два: Россия и Казахстан. Капитан российской команды Анна Шатилова подтвердила, что было отснято две версии финала. Пресс-служба «Первого канала» не дала никаких комментариев СМИ, попросив их прислать официальный запрос[260][261].
  • Некоторыми журналистами отмечалось обстоятельство, что с начала 2010-х годов в почти что все развлекательные передачи и телеигры на канале на место участников стали приглашать только знаменитых актёров, деятелей культуры и шоу-бизнеса и лица, так или иначе аффилированные с каналом, тем самым, констатируя уход «человека из народа» из его эфира[262][263]. Критике подверглись «Идеальный ремонт», «Угадай мелодию», «Кто хочет стать миллионером?», «Парк» и другие проекты из современного эфира «Первого».

Кинопроекты

7 июня 2020 года в воскресном эфире телеканала после трансляции фильма «Брат 2» (фильм был показан на «Первом канале» впервые) был сразу же показан репортаж Георгия Олисашвили о протестах в США, в начале которого продолжала звучать песня «Последнее письмо» группы «Наутилус Помпилиус», шедшая на титрах «Брата 2». После окончания материала была продолжена программа «Время»[264]. До этого, 19 лет назад, тогдашний директор кинопоказа канала Анатолий Максимов утверждал, что этот фильм Балабанова никогда не будет транслироваться на «Первом канале» ввиду своего агрессивного содержания[265].

Критика телефильмов на исторические темы

При содействии «Первого канала» был снят ряд фильмов и телесериалов на тему советской эпохи и царской России. Для многих из них характерны необъективная антисоветская подача материала, а также чрезмерно позитивная оценка царского режима. Кроме того, ставится под сомнение ценность ряда кинопроектов канала за низкий художественный уровень.

Большую часть негодования вызвал телесериал «Диверсант» о событиях Великой Отечественной войны. В фильме были задействованы известные актёры Владислав Галкин, Алексей Бардуков и Кирилл Плетнёв. Телесериал вызвал критику со стороны ветеранов войны и других телезрителей[266].

«Посмотрев на странных мечущихся недоумков, которых к тому же зверски тиранят собственные негодяи-военачальники, молодой телезритель может растерянно спросить: „А что вообще мы будем праздновать 9 мая?“ Верю, что не спросит, потому что не одной продукцией эрнстовского канала жив человек. И всё же почему К. Эрнст приглашает именно таких сценаристов, пестует именно такие сюжеты? Почему чёрный миф о войне получает прописку на главном телеканале страны, им исподволь вводится в массовое сознание? Почему на это тратятся государственные деньги? Безответные вопросы, которые позволяют задуматься. Не происходит ли самое страшное, когда у народа хотят отнять Победу, извратить священные смыслы. И что ещё должны вытерпеть наши ветераны, сидя у своих телевизоров?».

— «Литературная газета» от 15 сентября 2005 года, комментарий А. Смирнова

Также критике подверглись телесериалы «Диверсант. Конец войны»[267], «Брежнев»[268][269], «Есенин»[270], «Гибель империи»[271] и ряд других проектов «Первого канала».

Резкой критике со стороны украинских телезрителей подвергся телесериал «72 метра». Виктор Баранов, глава киевской организации Союза писателей Украины, негативно отозвался на появление фильма, найдя в нём признаки украинофобии[272]. А национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали признала, что художественный фильм «72 метра» имеет «признаки пропаганды национальной розни, унижения и оскорбления украинской и русской наций»[273].

Документальное кино

Некоторые документальные фильмы канала обвиняются в предвзятости и необоснованности высказанных идей:

  • Фильм «Война 08.08.08. Искусство предательства» вызвал острую реакцию украинских властей[274][275];
  • Фильм «План „Кавказ“» вызвал критику журналистов «Радио Свобода» и прочих СМИ[276];
  • Фильм «Плесень» получил негативные отклики в СМИ[277][278], по мнению Lenta.ru, фильм создаёт у далёких от науки людей искажённое представление о плесени и о мире в целом.
  • РПЦ выступила с резкой критикой показа на канале фильма «Евангелие от Иуды»[279]. При этом было отмечено, что словно специально почти одновременно на канале показывали фильм «Код да Винчи», что было воспринято как оскорбление христиан России. Данную ситуацию прокомментировал протодиакон Андрей Кураев[280].
  • Показанный на канале цикл «Страна Советов. Забытые вожди» подвергся критике со стороны некоторых телеобозревателей, поскольку он пытается облагородить и реабилитировать деятельность наркома НКВД Лаврентия Берии, в мае 2002 года признанного не подлежащим реабилитации в связи с его причастностью к массовым репрессиям и депортации народов[281][282]. Однако многие историки заявляют о том, что цикл «Страна Советов. Забытые вожди» снят достоверно, в том числе взвешенно представлена оценка деятельности Берии как эффективного управленца, внёсшего весомый вклад в развитие страны[283]. Более того, авторами цикла выступили непосредственно историки[284].

Некачественные спортивные трансляции

В 2002 году известный тренер Валерий Газзаев[285] и 2010 году Евгений Ловчев[286] отметили весьма посредственное качество спортивных трансляций на этом канале: трансляции начинаются с задержкой на 10-15 минут[287] (при этом из них исчезают государственные гимны стран-участниц)[288][289] и часто прерываются рекламными вставками, подчас транслируются в записи[290] в позднее время[291]. До середины 2006 года[292] телеканал также практиковал демонстрацию рекламных роликов поверх прямой трансляции[293][294], что нередко становилось поводом для конфликтов, штрафных взысканий[295][296][297][298] и критики со стороны зрителей (один раз из-за такой вставки в трансляцию не попал забитый гол)[299][300][301][302].

«Футбол в частности и спорт в общем на этом канале уже давно не являются любимым ребёнком, которого взращивают правильно – так, чтобы в будущем он и приносил тот самый рейтинг. В этом году матчи нескольких туров премьер-лиги там не были показаны, сейчас трансляции уже чемпионата мира будут начинаться со стартовым свистком. Накладки тут неизбежны – может случиться и так, что реклама или шоу про суд наложится на первые минуты игры».

Судебный иск от Endemol

21 апреля 2014 года испанское подразделение телевизионно-продюсерской компании Endemol объявило о намерении подать в суд иск против «Первого канала», так как передача телеканала «Точь-в-точь» копирует оригинальный формат Endemol «Your face sounds familiar» (оригинальное испанское шоу Tu cara me suena)[303]. 2 марта 2014 года в эфир российского телевидения вышли первые выпуски шоу перевоплощений «Точь-в-точь» на «Первом канале» и похожего шоу «Один в один!» на телеканале «Россия-1» (2-й сезон, официальная версия зарубежной программы). Первый сезон программы «Один в один!» выходил на «Первом канале» с 3 марта по 26 мая 2013 года и по итогам года стал одной из самых популярных передач, пропустив вперёд лишь новогоднее обращение президента. В конце января 2014 года правообладатель и производитель — компания «ВайТ Медиа» — заключила контракт на второй сезон «Один в один!» с каналом «Россия-1», объяснив это решение прежде всего задержками в оплате со стороны «Первого канала»[303].

Несмотря на то, что «Первый канал» не обращался за лицензией при создании шоу «Точь-в-точь», по мнению Endemol, эта передача копирует значительную часть оригинала, и его производство и выпуск в эфир нарушают исключительные права компании. Это был один из первых случаев, когда российский телеканал обвинили в копировании западного формата[303]. В октябре 2014 года в СМИ появилась информация о том, что «Первый канал» выиграл дело[304]. Представитель телеканала сообщил, что «российским законодательством не предусмотрен такой охраняемый объект авторского права, как формат, а охраняемые элементы (логотип и музыкальная заставка) не использовались каналом»[304]. Представители компании «ВайТ Медиа» заявили, что остались недовольны данным решением суда и намерены опротестовать его[304].

В начале февраля 2015 года сайт «Первого канала» объявил о втором сезоне проекта, первый выпуск был показан 15 февраля[305]. В мае года появилась информация о том, что создатели шоу «Один в один!» опять подали иск против «Первого канала», сославшись на незаконность копирования формата при производстве и трансляции аналогичного шоу «Точь-в-точь»[306]. В июле 2015 года Верховный суд России рассмотрел иск к «Первому каналу» от испанской компании Gestmusic Endemol и компании «ВайТ Медиа». По мнению заявителей, в проекте используются «практически все ключевые элементы» формата, включая «образы жюри». Истцы также заявили, что, согласно данным опроса, телезрители воспринимают эти две программы как одну и ту же, но под разными названиями. Теперь заявители требовали запретить к показу шоу «Точь-в-точь», а также осуществлять производство любой другой аудиовизуальной продукции на основе принадлежащего Endemol формата[307]. Позже компаниями Gestmusic Endemol и «ВайТ Медиа» в Верховный суд России был подан иск о запрете шоу «Один в один!». Причиной иска стало копирование формата «Your face sounds familiar»[308].

В сентябре того же года вышел третий сезон шоу, а в ноябре 2015 года появилась информация о том, что Верховный суд России не смог запретить шоу «Точь-в-точь». По мнению суда, жалобы истцов были исследованы нижестоящими судами, в них не имеется веских оснований для пересмотра дела в кассационной инстанции[309].

Конфликт с руководством Белоруссии

6 мая 2020 года МИД Белоруссии лишил аккредитации съёмочную группу телеканала[310]. Ранее корреспондент Алексей Кручинин выпустил репортаж, в котором сообщил о «резком ухудшении вирусной обстановки в Белоруссии», основываясь на недоверии к официальной статистике и свежих могилах в городе Столбцы[311]. В Белоруссии подобную тенденциозность назвали «информационной атакой» в связи с «враньём о вспышке COVID-19 в Беларуси»[312]. Ещё раньше 9 апреля в своей подводке к сюжету ведущий программы «Время» Кирилл Клеймёнов заявил о «взрывном росте новых случаев заболевания коронавирусом» с акцентом на панические настроения простых жителей Минска[313].

Награды

  • В 2002 году студия «ОРТ-Дизайн» получила серебро на конкурсе PromaxBDA за лучшее оформление программ «Новости» и «Время»[314]. В 2008 году эта же студия была удостоена премии «ТЭФИ» за дизайн новой студии информационных программ «Первого канала». В 2009 году — за оформление новостного пространства «Первого канала». Кроме того, персоны и проекты канала также неоднократно были удостоены этой премии.
  • В январе 2013 года «Первому каналу» была вручена награда «Инновации года». Награду вручил крупнейший в мире спутниковый оператор связи Eutelsat. Награда была вручена за то, что канал одним из первых федеральных российских телеканалов перешёл на новый формат высокой чёткости (HDTV), обеспечивающий улучшенное качество изображения и многоканальное объёмное звучание[315].

См. также

Примечания

  1. Отчёт о результатах проверки АО «Общественное российское телевидение» в части деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации по управлению государственным пакетом акций АО «Общественное российское телевидение»
  2. 1 2 Годовой отчёт открытого акционерного общества «Первый канал». Сервер раскрытия информации: Интерфакс. Дата обращения: 2 января 2017.
  3. Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Первый канал. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (7 июня 2012). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Дата обращения: 17 мая 2015.
  4. 1 2 СОГАЗ получил бывший пакет Абрамовича в «Первом канале». РБК (3 февраля 2021).
  5. НМГ приобрела 4% акций «Первого канала» у компании Романа Абрамовича. Интерфакс (26 августа 2018). Дата обращения: 26 августа 2018.
  6. 1gasartobi.ge/
  7. Тв Дайджест
  8. озвучивал в основном киноанонсы
  9. ТЕЛЕДИАЛОГ. Несколько вопросов о жизни телевидения. Комсомольская правда (28 февраля 2000).
  10. Первый канал 20 лет в эфире. Дата обращения: 2 января 2017.
  11. 1 2 Лето в широком формате — Акции Первого — Первый канал
  12. Первый канал первым из общедоступных федеральных начал вещание в режиме HD. Первый канал (24 декабря 2012).
  13. Ольга Морозова. Государство снизит свою долю в уставном капитале Первого канала. snob.ru. Дата обращения: 23 декабря 2020.
  14. 1 2 Ксения Болецкая, Максим Товкайло. В Росимуществе «Первый канал» назвали худшей из госкомпаний. Ведомости (26 ноября 2012). Дата обращения: 26 ноября 2012.
  15. 1 2 3 "Первый канал" показал убыток в 1 млрд руб. РБК. Дата обращения: 30 декабря 2015.
  16. 1 2 3 Олимпийский результат «Первого». «Первый канал» впервые за много лет оказался в убытках. Ведомости (10 апреля 2014). Дата обращения: 24 апреля 2020.
  17. Первый канал получил чистый убыток в 938 миллионов рублей «Meduza», 09.04.2015
  18. Убыток "Первого канала" в 2014 году составил до 938 млн рублей. Интерфакс. Дата обращения: 30 декабря 2015.
  19. «Первый канал» продал Фирташу долю в «Интере». MediaSat (3 февраля 2015). Дата обращения: 24 апреля 2020.
  20. 1 2 Соболев, Сергей; Истомина, Мария. Государство выделит «Первому каналу» 3 млрд руб.. РБК (28 октября 2017). — Технологии и медиа. Дата обращения: 29 октября 2017.
  21. Госканалы раскрыли свои финансовые показатели. Ведомости (2 августа 2019). Дата обращения: 24 апреля 2020.
  22. Чистый убыток «Первого канала» за 2018 год достиг 6,8 млрд руб. Канал уступает лидерство «России 1» по популярности, но по-прежнему зарабатывает больше всех. РБК (2 августа 2019). Дата обращения: 24 апреля 2020.
  23. Ульяна Бондаренко. Телецентр «Останкино» через суд потребовал от Первого канала вернуть долги. The Village (25 декабря 2018).
  24. «Первый канал» погасил задолженность перед телецентром «Останкино», РБК (29 января 2019).
  25. Матадор, убивший двух зайцев. Независимая газета (6 июля 2007).
  26. НОВЫЙ ГОД ПРИХОДИТ С ОРТ!. ОРТ (31 декабря 2001).
  27. Смотрим телевизор. Как от канала отличить канал. Радио Свобода (1 сентября 2003).
  28. Смотрим телевизор. Каким будет телесезон 2005 - 2006? Размышляют - Арина Бородина, обозреватель газеты "Коммерсант", Сергей Варшавчик, обозреватель "Независимой газеты", Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино". Радио Свобода (26 августа 2005).
  29. Первый канал запустил новую серию промороликов «Формула Первого». Первый канал (20 июня 2007).
  30. ЛЮБИТЬ СЕБЯ. И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВЗАИМНОСТЬЮ. Труд (14 июля 2007).
  31. «Батя» приземлился. Корпорация «МиГ» провела промоакцию и поменяла генерального директора. Время новостей (2 октября 2007).
  32. Первый канал подготовил сюрприз для своих зрителей. Первый канал (10 ноября 2007).
  33. Очень свежее ТВ. Известия (3 сентября 2009).
  34. Начало стереовещания на Первом
  35. Телевидение уходит в интернет. Телевизионные каналы пытаются завоевать интернет-аудиторию. Газета.Ru (6 февраля 2008).
  36. Медведев утвердил список общедоступных теле- и радиоканалов. Известия (24 июня 2009). Дата обращения: 4 мая 2013. Архивировано 8 июня 2013 года.
  37. Зоны вещания Первого канала. Первый канал. Официальный сайт.
  38. Первый канал начал вещание в формате High-Definition (24 декабря 2012). Дата обращения: 25 декабря 2012.
  39. С сегодняшнего дня началось вещание нового спутникового телеканала «ОРТ — Международное». Первый канал. Официальный сайт (27 сентября 1999). — Новости — Общество. Дата обращения: 6 октября 2016.
  40. «Первый канал» начал вещание в «Одноклассниках»
  41. Социальный (нефинансовый) отчёт. Первый канал
  42. 1 2 3 4 5 "До последнего момента мы не знали, выйдем ли в эфир". ОРТ — пять лет. Коммерсантъ (30 ноября 1999).
  43. Волошина подпёрли верным кадром. В Кремль вернулся Игорь Шабдурасулов. Коммерсантъ (4 сентября 1999).
  44. Старые песни без главного. Российская газета (9 апреля 1999).
  45. В чём сила духа россиян?. Российская газета (6 мая 1995).
  46. Константин Эрнст передал свои продюсерские полномочия Александру Файфману. 1tv.ru (15 июля 2001). Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 3 января 2015 года.
  47. ОРТ отморозили под выборы. Ведомости (22 февраля 2000).
  48. Председателем Совета директоров ОРТ избран директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский
  49. Председателем Совета директоров ОРТ избран директор Эрмитажа. NEWSru (14 сентября 2001). Дата обращения: 12 февраля 2013.
  50. Председателем Совета директоров «Первого канала» избран глава аппарата правительства РФ. Newsru.com (31 августа 2005).
  51. Вице-премьер Собянин избран главой Совета директоров «Первого канала». NEWSru (17 февраля 2009). Дата обращения: 12 февраля 2013.
  52. Вкратце. Ведомости (18 февраля 2009).
  53. Председателем совета директоров Первого канала стал ректор МГИМО. Newsru.com (23 июня 2011).
  54. Глава ЦСКА Орешкин возглавил совет директоров Первого канала. Он займется финансовым оздоровлением. Sports.ru (22 декабря 2020).
  55. Сократят ли "Поле чудес"?. Аргументы и факты (16 сентября 1998).
  56. Шерлок Холмс попал под суд. Коммерсантъ (22 апреля 2000).
  57. Марат Гельман будет заниматься на ОРТ аналитикой и PR. NEWSru (17 июня 2002). Дата обращения: 12 февраля 2013.
  58. Даниелян Марина Виленовна. Академия российского телевидения.
  59. Первые на Первом. Первый канал (28 июня 2008).
  60. Арефьев, Егор. «Прожекторперисхилтон» возвращается 4 марта. Комсомольская правда (20 февраля 2017).
  61. Арефьев, Егор. Анастасия Заворотнюк сделала шоу имени себя. Комсомольская правда (27 сентября 2012). Дата обращения: 1 сентября 2017.
  62. Владимир Кара-Мурза: Как телевидение убивает молодые таланты. Собеседник (23 мая 2014).
  63. Федотова, Инна. Леонид Ярмольник: «Мой главный проект последних лет — внук Петька» (недоступная ссылка). Телепрограмма (16 марта 2016). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 2 сентября 2017 года.
  64. Первый канал. 20 лет в эфире. Первый канал (1 апреля 2015).
  65. 1 2 Состояние ТВ: Как устроено «Останкино». Афиша (23 мая 2012).
  66. Их профессия - новости. Новые Известия (7 апреля 1999). — «Нас пригласили в дирекцию информационных программ, где выпускают программы "Время" и "Новости"».
  67. Антон Верницкий. Дирекция информационных программ. Комментатор. Первый канал (5 июля 2014).
  68. НЕПОДВЕДЕННЫЕ «ИТОГИ». Новая газета (30 июля 2001).
  69. Он открыл эфир «НТВ-Плюс», работал с Уткиным, а теперь ведет утро на Первом. Политика ему противна. Sports.ru (14 января 2019).
  70. Андрей Васильев о работе с Березовским, «распятом мальчике» на Первом и о том, как быть идеальным главредом. Дождь (25 октября 2014).
  71. Конец связи. Умерла Ксения Пономарёва, первый главный редактор "Коммерсантъ-Daily". Коммерсантъ (17 августа 2016).
  72. Андрей Васильев: мне больше нравилось НТВ. Коммерсантъ (14 июня 1997).
  73. Васильев и Любимов. Информация Первого канала теперь зависит от Александра Любимова. Коммерсантъ (14 октября 1997).
  74. Свято место. Российская газета (20 марта 1998).
  75. Сергей ДОРЕНКО: «НАДО ПОКАЯТЬСЯ? ПОЖАЛУЙСТА!» Бывший телекиллер считает, что на «Эхе» занимается тем же, чем на ОРТ, только вот «московский образованный класс» этого не понимает. Новая газета (28 сентября 2006).
  76. Из молодых, да ранних. Бизнес&Балтия (13 января 1999).
  77. На ОРТ поменяли информационное начальство
  78. Кирилл Клейменов вернулся на Первый
  79. Кирилл Клейменов возглавил «Новости» «Первого канала»
  80. Телевидение – это террариум единомышленников. Утро.ру (20 января 2003).
  81. ФИЛИНА Ирина Владимировна. Академия российского телевидения.
  82. Кирилл Клеймёнов чистит авгиевы конюшни. И это только начало. Пресс-Атташе (17 декабря 2004).
  83. Клейменов продолжает чистить авгиевы конюшни. Клейменов попросил своих журналистов "выйти на уровень хотя бы Третьего канала". Пресс-Атташе (13 января 2005).
  84. «Все имеют право на редакционную политику». Высшая школа экономики (16 марта 2017).
  85. Ксения Пономарёва: Мне нужна ещё неделя. Коммерсантъ (19 марта 1996).
  86. Ярошенко, Александр. Калерия Кислова: Главный кадр — за кадром, Российская газета — Неделя, № 7307 (141) (2 июля 2017). Дата обращения 16 августа 2017.
  87. По ту сторону «Времени». Комсомольская правда (1 ноября 2014).
  88. Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1316 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Президент России, официальный сайт (27 ноября 2006). — Документы. Дата обращения: 3 сентября 2017.
  89. Авторы номера. Знание, понимание, умение (1 января 2007).
  90. Юрий Никифоров. Первый канал (21 ноября 2005).
  91. 1 2 Биография на сайте «Первого канала» (недоступная ссылка). Первый канал. Дата обращения: 25 марта 2015. Архивировано 26 августа 2014 года.
  92. Теледебаты так и не состоялись. Коммерсантъ (14 июня 1996).
  93. Мельман А. Олег Вольнов: День начинается ночью // Московский комсомолец. — 2002. — 21 ноября. Архивировано 15 июня 2021 года.
  94. Любимов наконец получил назначение. Коммерсантъ (19 июля 1997).
  95. Данила Шарапов. Первый канал.
  96. Антипов Василий Иванович. KM.ru.
  97. 1 2 3 ОРТ начинает вещание. Руководство ОРТ. Коммерсантъ (1 апреля 1995).
  98. 3 июля в 14.00 состоится виртуальная конференция, посвящённая открытию новой версии официального сайта ОРТ. Теле-Спутник.
  99. Партии пожеребились впустую. Прямой эфир с первого раза поделить не получилось. Коммерсантъ (5 ноября 2003).
  100. 1 2 Алексей Пищулин. Первый канал.
  101. В «Первый класс» с Иваном Охлобыстиным. Эхо Москвы (22 января 2012).
  102. 1 2 Людмила Кажуро-Снигирева. Первый канал.
  103. Можно ли сегодня извлечь уроки из революции 1917 года?. Законодательное собрание Вологодской области (6 апреля 2017).
  104. Михаил ПАВЛОВ: «Продаётся то, что покупается». Литературная газета (26 сентября 2012).
  105. Высоцкий победил всех, кроме себя... На Первом канале - день памяти великого поэта, барда и актёра. Комсомольская правда (27 января 2011).
  106. Юлия Ермолина. Первый канал.
  107. «Сериал „Фарго“ — это слишком тонко, зато „Тест на беременность“ — искренний и сделан с любовью». Глава кинопоказа Первого канала Сергей Титинков впервые рассказал, как выбирают телекино, которое потом будут ставить в эфир сразу после программы «Время» [видео]. Комсомольская правда (18 августа 2015).
  108. Завершился первый этап конкурса, объявленного ВГТРК. Музыкальная правда (24 мая 1996).
  109. Из всех искусств для кино важнейшим является ТВ?. Эхо Москвы (27 ноября 2005).
  110. Фаст-худ. Огонёк (31 августа 2009).
  111. НА ОРТ ЭРОТИКИ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. "Мы точно знаем свою аудиторию", - утверждает Анатолий Максимов, командующий кинопоказом на Общественном российском телевидении. Независимая газета (3 ноября 2001).
  112. Томатный сок становится кровью. Известия (30 марта 2003).
  113. «Ночной дозор» заказал «Первый канал». Деловой Петербург (6 июля 2004).
  114. Стоп в кадре. Коммерсантъ (4 июня 2008).
  115. Сергей Титинков, руководитель дирекции кинопоказа: "Мы не до конца знаем нашего зрителя. Уверенности нет никогда, есть расчёт и надежда". Сноб (1 апреля 2015).
  116. Широкоэкранное наступление. Российские фильмы потеснили западные в прокате. Коммерсантъ (6 октября 2005).
  117. Слово комментаторам. Какой чемпионат Вам интереснее комментировать?. Советский спорт (8 августа 2007).
  118. Выборнов: уйти с Первого канала - это моё решение. Чемпионат.ру (17 октября 2009).
  119. «Мне неуютно было комментировать “Ледниковый период”». Московские новости (19 августа 2013).
  120. Когда виноват… комментатор. Век (10 ноября 2014).
  121. Николай Малышев. Первый канал (24 февраля 2016).
  122. Руководство. Первый канал.
  123. «Часто бокс смотрят женщины, которым нравится, как полуголые мужчины бьют друг друга до крови». Московские новости (5 августа 2013).
  124. Борис Скрипко – комментатор на телеканале Матч-ТВ. СпортОбзор.
  125. Что вы подумали, когда на стадионе в Тбилиси погас свет?. Комсомольская правда (15 октября 2002).
  126. Итак, после некоторого затишья казанский боксёр Вадим Токарев вновь на авансцене. Kazved (5 марта 2004).
  127. В Ригу заглянет телекомментатор Гомельский. Vesti.lv (21 августа 2011).
  128. Сегодня начинаются Олимпийские игры. РИА Новости (13 августа 2004).
  129. Конов не будет работать на «Матч ТВ». Он стал главредом дирекции спортивного вещания Первого канала. Sports.ru (7 ноября 2017).
  130. Василий Конов. Facebook. — «ОАО «Первый канал». Заместитель Директора дирекции - главный редактор Дирекции спортивного вещания · С 7 ноября 2017 г. по 29 декабря 2018 г.».
  131. «Канадец уложил Харламова — лицо разбито, майка разорвана. В следующем матче наши отомстили». Главный режиссер спорта в СССР. Спорт-Экспресс (23 апреля 2021).
  132. Показывает Шаболовка. Маленькие тайны больших спортивных телетрансляций. Гудок (13 марта 2008).
  133. ФУТБОЛЬНЫЙ МАТЧ, АКТ ВТОРОЙ. Труд (11 августа 2008).
  134. Опять про это. Труд (6 июля 2006).
  135. Продюсер Наталья Никонова: «Кем была Жасмин, пока не случилось скандала?». Известия (27 февраля 2007).
  136. Ток-шоу — это война. Наталья Никонова, руководитель студии спецпроектов Первого канала, рассказала о тайнах популярных ток-шоу. Комсомольская правда (25 октября 2007).
  137. Телеканалы определили время для агитации и дебатов кандидатов в Госдуму. Лента.ру (16 августа 2016).
  138. Первые теледебаты кандидатов в президенты РФ пройдут 6 февраля. Бизнес Online (2 февраля 2012).
  139. Наталья Никонова с «Первого канала» стала генеральным продюсером «Пятого». Gazeta.Spb (12 октября 2009).
  140. Наталья Никонова: «У каждой женщины свой Малахов». Лениздат.ру (27 сентября 2007).
  141. Писарев Андрей Андреевич. Лабиринт (7 июля 2016).
  142. СМИ: Институт сторонников «Единой России» возглавят общественники. Взгляд (21 марта 2016).
  143. 1 2 О поощрении организаторов выборов и иных участников избирательного процесса. ЦИК России (6 июня 2018).
  144. В рамках 39-го ММКФ пройдёт IX питчинг дебютантов. Мир фестивалей (7 июня 2017).
  145. Мастер-класс креативного продюсера Первого канала. Институт кино и телевидения (ГИТР) (14 октября 2019).
  146. Александр Цекало займётся спецпроектами на Первом канале. Sostav.ru (26 июня 2007).
  147. 1 2 Елена Афанасьева. Телехранитель. Развлекательное не значит пустое. В гостях: Александр Цекало. Эхо Москвы (17 февраля 2008).
  148. Михаил Задорнов. Бренд сивой кобылы. Росбалт (6 января 2012).
  149. Андрей Ванденко. Есть ли жизнь в телевизоре (недоступная ссылка). Итоги (19 ноября 2012). Дата обращения: 8 февраля 2014. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  150. 1 2 Александр Цекало уволился с поста замгендиректора «Первого канала». Коммерсантъ (30 июля 2008).
  151. О компании «Среда». Ассоциация продюсеров кино и телевидения.
  152. Озвучена причина ухода Малахова с Первого канала: слишком много политики. Московский комсомолец (3 августа 2017).
  153. Борисов доказал профпригодность, а Малахов ушёл не сам. Комсомольская правда (17 августа 2017).
  154. Участники 2017. Комитет индустриальных телевизионных премий (6 июня 2017). — Участники. — «Просветительская программа. Участники — «Жить здорово!» Производитель: Дирекция спецпроектов АО „Первый канал“». Дата обращения: 18 сентября 2017.
  155. Вместо Шепелева — Тимур Еремеев? Кто станет новым ведущим «На самом деле». Собеседник (19 февраля 2020).
  156. Цензура опасна для «Здоровья». Новые Известия (23 июля 2004).
  157. 1 2 Андрей Цвинтарный. Директор Дирекции научно-популярных программ. Первый канал (24 февраля 2016).
  158. 1 2 Андрей Сычёв. Первый канал.
  159. Известный режиссёр и новый репатриант Аркадий Коган на презентации «Селком TV»: как делается телевидение и почему нам интересно его смотреть? (недоступная ссылка). Ботинок (11 декабря 2016). Дата обращения: 23 февраля 2017. Архивировано 24 февраля 2017 года.
  160. Телемарафон "Всем миром" собрал более 575 миллионов рублей для пострадавших от паводка (недоступная ссылка). NEWSru.com (30 сентября 2013). Дата обращения: 23 февраля 2017. Архивировано 24 февраля 2017 года.
  161. 1 2 Светлана Колосова. Директор Дирекции документального кино. Первый канал (24 февраля 2016).
  162. Сергей Медведев: «Моё положение меня устраивает». Независимая газета (11 февраля 2005).
  163. В новом сезоне конкуренция между телеканалами обострится. Газета (3 сентября 2003).
  164. Александр Михайловский. Первый канал.
  165. «Кустурица – человек, который смог не превратиться в гламурного имиджевого персонажа» (недоступная ссылка). Телекритика (2 декабря 2013). Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  166. Ирина Кротик-Короткевич. Первый канал.
  167. Кто заказывает музыку?. Российская газета (8 декабря 1995).
  168. Он заказывает музыку. Российская газета (31 мая 1996).
  169. Александр Школьник: Моя работа — новости. Broadcasting (25 сентября 2007).
  170. Юрий Аксюта, главный продюсер музыкального и развлекательного вещания: «За дверями Останкино скрывается вселенная бесконечного стресса». Сноб (1 апреля 2015).
  171. В утреннем эфире «ОРТ» появилась обновлённая версия программы «Утренняя Почта» с новой ведущей Ларисой Грибалевой. ОРТ (10 ноября 1999).
  172. Сыграть из ящика. Новая газета (13 марта 2003).
  173. ТВС увольняет своих за долги. Собеседник (29 января 2003).
  174. Юрий Аксюта: Речь о свободе. Московский комсомолец (5 июня 2003).
  175. «Фабрика звёзд» с обратной стороны. Лениздат.ру (20 октября 2004).
  176. Аркадий Фатеев назначен одним из Директоров Первого канала. Первый канал (22 января 2008).
  177. Дирекция детских и юношеских программ Первого канала разрабатывает концепцию ежедневного часа детских программ. НИА «Нижний Новгород» (6 октября 2003).
  178. Александр Школьник: «РСН собирает аудиторию из надёжных, успешных и нескучных людей». Известия (4 марта 2008).
  179. Человек из телевизора. Валдис Пельш. Эхо Москвы (13 апреля 2002).
  180. Это не «Розыгрыш» — Валдис Пельш вернулся в «Угадайку». Российская газета (25 октября 2003).
  181. Весь мир - в "тарелке". Труд (23 августа 2000).
  182. Конференция с Ларисой Кривцовой. Первый канал (15 апреля 2004).
  183. Степанова, Надежда. Эпоха скандальных ток-шоу уходит в прошлое, Известия (30 августа 2004). Дата обращения 23 июля 2017.
  184. Лариса Кривцова: "Самые перспективные люди – это женщины". Собеседник (8 февраля 2005). Архивировано 12 февраля 2005 года.
  185. Игорь Буренков. Первый канал (10 марта 2004).
  186. "Первый канал" создал дирекцию по усилению позиций компании в интернете. Сибирское агентство новостей (24 мая 2014).
  187. «ПЕРВЫЙ КАНАЛ» ОБЪЕДИНИТ ДИРЕКЦИИ ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ (недоступная ссылка). Медиапрофи (13 апреля 2017). Дата обращения: 16 апреля 2017. Архивировано 17 апреля 2017 года.
  188. Гимн в законе остаётся всё ещё советским, а не российским. Коммерсантъ (28 декабря 2000).
  189. "Первый канал": жертва чужой зависти или собственного самодовольства. Радио Свобода (30 июля 2007).
  190. Первый канал. Официальный сайт. Лица. Лариса Крымова
  191. НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ – НОВЫЙ PR-ДИРЕКТОР. Мир тесен (2 июня 2007).
  192. Полнометражный мультфильм «Незнайка и Баррабасс» представлен зрителям. Первый канал (17 августа 2004).
  193. «Первый канал» переключился на мультфильм. Сказка Леонида Филатова пойдёт в прокат. Коммерсантъ (4 апреля 2008).
  194. Первая Видеокомпания. apoi.ru.
  195. Мост-радио, Мост-видео. Ведомости (14 марта 2000).
  196. "Первая видеокомпания", основанная телеканалом ОРТ, решила обанкротиться. Право.ру (31 октября 2011).
  197. 1 2 Интервью с главой ОРТ-Рекордс. Иосиф Пригожин: пиратов мы возьмём на работу. Коммерсантъ (8 мая 1998).
  198. КРУПНЫЙ ПЛАН: Пиратов побьют рублём. Ведомости (5 апреля 2006).
  199. Ринат Сагдиев, Ксения Болецкая. Секреты «Первой» кнопки (рус.) // Ведомости. — 2010. — 1 ноября (№ 206 (2724)).
  200. * Включили телепреемника Архивная копия от 26 октября 2010 на Wayback Machine // Новая газета
  201. Такого обращения мы просто не заслуживаем // Новая газета
  202. voskres.ru — «Об информационной войне»
  203. Свист признали несодержательным
  204. Ведущий Первого канала объяснил, как и почему из сюжета вырезали "освистание" Путина, NEWSru.com (23 ноября 2011).
  205. Гришковец обвинил «Первый канал» в искажении его слов об оппозиции // Лента.ру, 22.10.2012
  206. Первый канал пририсовал «ВКонтакте» логотип Facebook // Лента.ру, 04.02.2013
  207. Первый канал поверил в «утку» о воронке от челябинского метеорита // Лента.ру, 15.02.2013
  208. Кремлёвские СМИ опять попались на лжи Архивная копия от 2 ноября 2013 на Wayback Machine // Росбалт, 30.06.2013
  209. Первый канал не указал Навального среди кандидатов в мэры Москвы, сдавших документы в МГИ // Московский комсомолец, 10.07.2013
  210. 1 2 3 Эрнст: нам не велят не приглашать Навального, мы сами неглупые люди, Радио Свобода (11 декабря 2019).
  211. 1 2 Первый канал объяснил, почему выдал протестующих за ловцов покемонов «Русская служба Би-би-си», 07.2016
  212. Илья Коваль. Как беженца, обвиняемого в Австрии в изнасиловании, «оправдал» только Первый канал «Deutsche Welle», 27.10.2016
  213. 1 2 Первый канал сообщил о 35 концертах «Океана Эльзы» в России, хотя не было ни одного. Meduza (4 июля 2017).
  214. На «Первом канале» рассказали о 35 концертах «Океан Ельзи» в России. На самом деле не было ни одного. Дождь (4 июля 2017).
  215. «Приношу извинения всем, кому пришлось впасть в истерику»: ведущий российской программы как бы признал ошибку насчёт гастролей «Океана Ельзи» «Детектор медиа», 06.07.2017
  216. На российском "Первом канале" извинились за слова о 35 концертах "Океана Ельзи" в РФ. Гордон (6 июля 2017).
  217. Harding, Luke. Litvinenko widow threatens to sue RT over 'libellous' claims, The Guardian (22 июня 2018). Дата обращения 12 ноября 2020.
  218. Knight, Amy. Russian TV Under the Gun in American Court for Its Litvinenko Murder Allegations, The Daily Beast (6 сентября 2018). Дата обращения 12 ноября 2020.
  219. Александр Гольдфарб судится в США с Первым каналом и RT из-за Литвиненко, BBC News Русская служба. Дата обращения 12 ноября 2020.
  220. Goldfarb v. Channel One Russia et al, No. 1:2018cv08128 — Document 74 (S.D.N.Y. 2020) (англ.). Justia Law. Дата обращения: 12 ноября 2020.
  221. Первый канал уличили в очередном "фейке". NEWSru.com (7 декабря 2018).
  222. Мне стыдно, это позор! Белорус объяснил, как сняли фейк Кремля о бедном украинце. Обозреватель (8 декабря 2018).
  223. Первый канал выдал белоруса за замерзающего украинца. Настоящее время (7 декабря 2018).
  224. Илья Варламов. Как Первый канал придумывает новости (7 декабря 2018).
  225. В России Первый канал выдал белоруса за нищего украинца: видео. Liga (7 декабря 2018).
  226. Первый канал извинился за белоруса, изображавшего разочарованного украинца с "майдана". Правда.ру (7 декабря 2018).
  227. Російський Перший канал видав архівні кадри хороводів у Якутії за святкування поправок до Конституції, Детектор медиа (6 июля 2020).
  228. С сайта Первого канала исчез сюжет с 14-летней предполагаемой женой Кадырова, Радио Свобода (9 апреля 2021).
  229. В Киеве оппозиция практически полностью блокировала правительственный квартал 09.12.2013
  230. Центр всемирного наследия.
  231. «Первый канал» рассказал о массовом бегстве украинцев в Россию, показав польский КПП // Newsru.com, 02.03.2014
  232. Михаил Зеленский. Первый канал показал «фейковые» данные о победе Яроша на президентских выборах // Slon.ru
  233. Лола Тагаева, Илья Шепелин. Пока Путин молчит // Slon.ru
  234. «Спасибо, мой Первый. Я стараюсь успеть за тобой!». Простую историю Юлии Чумаковой, автора сюжета о распятом мальчике, исследовала Александра Соколова. Colta.ru (6 августа 2015).
  235. Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца
  236. ТВ, леденящее душу. Всё показанное по телевизору — правда, а правда — всё показанное по телевизору. Новая газета (17 июля 2014).
  237. 1 2 3 4 Елизавета Сурганова. Страшнее фантазии: как Первый канал отреагировал на обвинения во лжи «Forbes», 22.12.2014
  238. МВД хочет закрыть въезд в ЕС Эрнсту и ещё 300-м «журналистам» из РФ// «Украинская правда»
  239. Дмитрий Быков: Зачем ТВ, Александр Дугин и Галина Пышняк распяли мальчика // Собеседник, 15.07.2014
  240. Конгресс интеллигенции призвал Эрнста расследовать телефальшивку о «распятом мальчике» // «Новая газета»
  241. 1 2 Вера Кичанова «Первый канал» оправдался за сюжет о «распятом мальчике» «Slon.ru», 22.10.2014
  242. Журналисты Первого отвечают на обвинения во лжи в связи с сюжетом про убийство ребёнка в Славянске «Первый канал», 21.12.2014
  243. Видео. Первый канал ответил на обвинения во лжи в сюжете про «распятого мальчика» // Алтапресс, 22.12.2014
  244. Seddon, Max. Russian TV Airs Clearly Fake Image To Claim Ukraine Shot Down MH17. BuzzFeed (15 ноября 2014). Дата обращения: 10 июня 2017.
  245. «Да, мы люди, мы допустили ошибку, но не нарочно», Meduza (11 декабря 2019).
  246. Архиепископ Никон просит Эрнста прекратить мракобесие на Первом канале от 20.11.06 Архивная копия от 31 марта 2008 на Wayback Machine // Агентство национальных новостей
  247. Пономарёв Л. И. Телемистика (рус.) // Наука и жизнь. — М.: АНО Редакция журнал «Наука и жизнь», 2008. — № 11. — ISSN 1683-9528.
  248. Телезрители протестуют: опыт над "умирающей" крысой в эфире Первого канала неэтичен. NEWSru.com (5 февраля 2008).
  249. Не обижайте крысу в её год. Собеседник (12 февраля 2008).
  250. Сбор подписей в защиту мёда! | Пчеловодство современности | Видео о пчеловодстве
  251. Елена Малышева одобрила испускание газов во время оргазма | Woman.ru
  252. Новое дело — Нижний Новгород Городской выпуск Статьи газеты: «Минута славы» — сплошной обман!
  253. 1 2 «Минута славы» — сплошная фикция! // Экспресс газета
  254. «МИНУТА СЛАВЫ» И ДНИ ПОСМЕШИЩА. Советская Россия (29 декабря 2007).
  255. Мама. Ру:: Андрея Малахова обвинили в создании шоу из трагедии детей:: Новости> (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 ноября 2018. Архивировано 27 апреля 2017 года.
  256. Адвокат Ильи Резника готовит иск в суд на программу Андрея Малахова — АН-online
  257. Первый канал показал россиянам альтернативную версию соревнований «Больших гонок»: победил не Казахстан
  258. «Первый канал» уличили в обмане
  259. Последние радости Первого канала. Русская планета (3 июля 2015).
  260. Как телеведущие государственных каналов становятся миллионерами. Новые известия (14 августа 2017).
  261. Первый канал вместо титров «Брата 2» под песню «Гудбай, Америка» показал кадры протестов в США, Медиазона (7 июня 2020).
  262. Анатолий МАКСИМОВ: «Продюсер как угонщик: должен работать хорошо и очень быстро». Известия (9 ноября 2001).
  263. Покушение на Победу. Полемическое обозрение. Советская Россия (21 октября 2004).
  264. Исторические ляпы в сериале «Диверсант: конец войны» (недоступная ссылка — история ). Новое пламя (24 июня 2008).
  265. Нам не показали, как Брежнев уложил медсестру в постель. Комсомольская правда (1 апреля 2005).
  266. «Про это» – и про то. Независимая газета (13 июля 2007).
  267. Сергей Есенин на Первом канале: Пальцы в рот - и весёлый свист?. Комсомольская правда (7 ноября 2005).
  268. Телелидеры с АРИНОЙ Ъ-БОРОДИНОЙ. Коммерсантъ (20 апреля 2005).
  269. РИА «Новый регион — Киев»
  270. Национальная экспертная комиссия Украины (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 31-05-2013 [2937 дней])
  271. Російському дипломату висловлено протест з приводу дій Посольства РФ в Україні
  272. Повідомлення для ЗМІ
  273. Фильм Первого канала о том, как Запад отпиливал Чечню, назвали «идеологической кувалдой»
  274. Как отличить научно-популярный фильм от подделки?
  275. Давос, кризис и патриарх на фоне «согласно-несогласных»
  276. Грани. Ру // Общество / Религия / РПЦ возмущена показом фильма «Евангелие от Иуды»
  277. Русская линия / Новости / Диакон Андрей Кураев: «Фильм по „Евангелию от Иуды“ столь же антинаучный, сколь и антихристианский»
  278. …А товарищ Берия вновь вошёл в доверие. Шизофреническая программная политика ТВ не даёт составить определённое представление о «забытых вождях». Новая газета (26 мая 2017).
  279. Владимир Кара-Мурза-ст.: Реабилитация Берии – преступление. Собеседник (26 мая 2017).
  280. «Страна советов. Забытые вожди». Не пора ли вернуться к вопросу о реабилитации Берии? Накануне. RU, 19 мая 2017
  281. «Команда мечты» Сталина возвращается Вся правда, 26 мая 2017
  282. Газзаев недоволен качеством трансляций матчей сборной на «Первом канале» (17 октября 2002). // NEWSru.com
  283. Ловчев раскритиковал Первый канал за отношение к футболу и чемпионату мира. NEWSru.com (12 июня 2010).
  284. Мы в эфире. Как показывали сборную России по футболу на ТВ. Часть 7. Sports.ru (24 марта 2019).
  285. "У Евгения Петросяна появился опасный конкурент". Радио Свобода (19 июня 2006).
  286. 5 выводов по матчу Австрия — Россия. Сборная России продолжила череду невыразительных выступлений в отборочном цикле к Евро-2016 (недоступная ссылка). Mail.ru (16 ноября 2014). Дата обращения: 16 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  287. Андрей Вдовин. Накануне передела. Газета «Время новостей», № 119 (3 июля 2003). — Крупным планом. Дата обращения: 10 декабря 2013.
  288. Почему нас держат за полуночников?. Новая Газета (17 февраля 2003).
  289. Мы в эфире. Как показывали сборную России по футболу на ТВ. Часть 6. Sports.ru (23 марта 2019).
  290. Должен ли Ярцев подать в отставку?. Радио Свобода (17 октября 2004).
  291. Русский футбол начала двухтысячных. Часть I. Курение на тренерской скамейке, реклама во время матчей на Первом и другие события нашего футбола начала двухтысячных. Sports.ru (12 апреля 2014).
  292. Футбольная реклама. ОРТ не хочет мириться с FIFA. Коммерсантъ (14 июля 1998).
  293. Против ОРТ возбуждено дело о нарушении закона о рекламе. NEWSru.com (20 декабря 2002).
  294. Первый канал оштрафовали из-за рекламы. Министерство по антимонопольной политике считает, что ее в эфире слишком много. Комсомольская правда (15 января 2003).
  295. "Первый канал" оштрафован за рекламу масла и алкоголя. Вслух.ру (14 июля 2004).
  296. ОРТ оправдывается перед футбольными болельщиками. Русский телеграф (10 июля 1998).
  297. Телевидение. Таланты и полупоклонники никак не поймут друг друга. Московская правда (18 октября 2002).
  298. Аргентинские впечатления Бориса Сопкина. К итогам регулярного чемпионата России. Ташкентский "Пахтакор" среди лидеров азиатского футбола. Появится ли в России трасса "Формулы-1"?. Радио Свобода (6 апреля 2003).
  299. Спортдиректор «Лацио» забивал России Газзаева. Гол не показали в лайве – Первый канал врубил рекламу прямо во время матча. Sports.ru (4 ноября 2020).
  300. 1 2 3 Endemol подаст в суд на „Первый канал“ за шоу „Точь-в-точь“. slon.ru (21 апреля 2014).
  301. 1 2 3 «Первый канал» выиграл суд по шоу «Точь-в-точь» у испанской компании. Ведомости (2 октября 2014).
  302. Точь-в-точь. О проекте. Первый канал.
  303. «Точь-в-точь» — не «Один в один» или спор за концепцию
  304. Испанцы просят Первый канал запретить шоу «Точь-в-точь»
  305. Шоу Один в один попадёт под запрет
  306. Верховный суд не запретил показ шоу «Точь-в-точь» Первого канала
  307. МИД Белоруссии лишил аккредитации съёмочную группу «Первого канала»
  308. Проведение массовых мероприятий привело к резкому ухудшению вирусной обстановки в Белоруссии
  309. Информационная атака на Беларусь. 7 фейков в одном сюжете федерального канала России
  310. В Белоруссии произошёл взрывной рост новых случаев заболевания коронавирусом
  311. ОРТ стало победителем международного конкурса в рамках конференции по дизайну и новым технологиям. ОРТ (20 июля 2002).
  312. Первый канал получил приз «Инновации года». Первый канал (30 января 2013).

Дополнительная литература

Ссылки