Комсомольская правда


«Комсомольская правда»
Изображение логотипа
Передовица газеты за 23 мая 1930 г.
Передовица газеты за 23 мая 1930 г.
Оригинальное
название
Комсомольская правда
Komsomolʹskaâ pravda[6]
Тип Информационно-молодёжное издание ВЛКСМ
(1925—1990 гг.),
«всесоюзная ежедневная газета»
(1990—1991),
общественно-политическая газета[1][2]
(с 1992 г.)
Формат (Газеты): Таблоид А3[3]
Издатель АО ИД «Комсомольская правда»
Страна  СССР (1930—1991)
 Россия (с 1991)
Главный редактор Владимир Сунгоркин
Основана 13 марта 1925
Язык русский[6]
Цена Рекомендуемая цена ежедневного выпуска в Москве — 13 рублей, еженедельного («толстушки») — 18 рублей
Главный офис Москва, Новодмитровская улица, д. 5а, стр. 8
Тираж 655 тыс. экз. (ежедневный выпуск), 2,7 млн экз. («Толстушка»)[4][5]
ISSN 0233-433X
Награды Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Order of the Patriotic War (1st class).svg Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Веб-сайт KP.ru,
страница радиостанции,
страница телеканала
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

«Комсомо́льская пра́вда» — советская и российская ежедневная[7] общественно-политическая[1][2] газета, а также интернет-издание (с 1997 года), радиостанция (с 2009 года) и телеканал (2010—2014). Входят в издательский дом «Комсомольская правда».

Газета основана 13 марта 1925 года как официальный печатный орган ВЛКСМ[1][7][8]. Первый номер вышел 24 мая 1925 года[8]. Выходит 6 раз в неделю (кроме воскресенья).[8] Награждена первым орденом Ленина за «активное содействие в усилении темпов социалистического строительства и в связи с пятилетием со дня основания»[9]. Впоследствии была также награждена орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-й степени и дважды орденом Трудового Красного Знамени[8].

Сайт «Комсомольской правды» был создан в 1998 году.

В феврале 2009 года вышла в московский эфир радиостанция «Комсомольская правда»[10]

30 августа 2010 запущен телеканал «Комсомольская Правда»[11]. Прекратил вещание в декабре 2014 года.

История

Газета в СССР

Создана в соответствии с решением XIII съезда РКП(б) всесоюзная молодёжная газета и официальный печатный орган ЦК ВЛКСМ для освещения деятельности комсомола.[8] Первый номер газеты вышел 25 мая 1925 года,[12] тираж — 31 тыс. экземпляров. 14 августа 1925 года ЦК РКП(б) выпустило постановление «О работе комсомола в области печати», согласно которому была поставлена задача сделать из «Комсомольской правды» всесоюзную массовую газету ВЛКСМ.[12] После публикации 20 января 1929 в газете «Правде» статьи В. И. Ленина «Как организовать соревнование», «Комсомольская правда» выступила с призывом к рабочей молодёжи транспорта и промышленности с предложением начать проводить Всесоюзное социалистическое соревнование.[12]

С июля 1932 по июль 1937 года Ответственным (главным) редактором газеты был В. М. Бубекин, арестованный и расстрелянный в 1937 году по обвинению в участии в антисоветской террористической группе[13]. Реабилитирован 28 декабря 1955.

Изначально до 1991 года газета была печатным органом ЦК ВЛКСМ и ориентировалась на молодёжную советскую аудиторию. «Большая советская энциклопедия» определяла газету как организатора «советской молодёжи в борьбе за выполнение задач, поставленных Коммунистической партией», что она во время «первых пятилеток направляла усилия молодёжи на социалистическое строительство, была одним из инициаторов развития социалистического соревнования, поднимала вопросы общего, профессионального и технического образования молодёжи, воспитывала активных борцов за индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства, культурную революцию, за укрепление обороноспособности СССР». Отмечалось, что газета «освещает и обобщает опыт работы опыт работы комсомольских организаций, учит молодёжь применять передовые методы труда в промышленности и сельском хозяйстве, освещает жизнь студенчества, пионеров и школьников», а также «большое внимание уделяет вопросам советской литературы и искусства, эстетическому воспитанию юношества» и что "большое место в деятельности издания «занимают проблемы военно-патриотического воспитания молодёжи, развития физкультуры и спорта». Отмечалось, что газета «пропагандирует миролюбивую внешнюю политику СССР, освещает международное демократическое движение молодёжи».[8]

В газете присутствовало жанровое разнообразие и печаталось много научно-популярных и приключенческих статей. БСЭ отмечает:[8] «Признание читателей завоевали материалы под рубриками „Страницы Ленинианы“, „Ленинские уроки“, „Слушайте, товарищи потомки“, „Люди с горящими сердцами“, „Письма, дневники, записки нашего современника“, „Отечество“, „В мире прекрасного“, „Проблемы. Полемика. Поиск“, специальные полосы „Клуб любознательных“, „Алый парус“, „Эврика“, „Клуб девяти муз“». Молодые советские писатели и поэты публиковали в «Комсомольской правде» свои произведения.

В течение четырёх лет штатным сотрудником газеты был Владимир Маяковский, который сочинял подписи к карикатурам, давал аншлаги к газетным полосам, а также публиковал свои стихотворения (в 1928 году в газете появилось 46 его стихотворений). В газете публиковались военные очерки Аркадия Гайдара, главы из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».

С первого дня Великой Отечественной войны газета публиковала фронтовые сводки, огромное количество писем с фронта и на фронт, было организовано 38 выездных редакций на самых важных участках фронта.[12] БСЭ отмечала, что «в годы Великой Отечественной войны 1941—45 мобилизовала юношей и девушек на самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков, трудовой героизм в тылу, воспитывала их в духе беззаветного служения Родине».[8] В 1945 году за заслуги в годы войны «Комсомольская правда» была награждена орденом Отечественной войны I‑й степени[14]. После войны газета создавала выездные редакции в разрушенном Сталинграде на Днепрогэсе и других местах.[12]

При Н. С. Хрущёве газету возглавлял его зять А. И. Аджубей, благодаря которому появились разделы про путешествия, спортивные обзоры и короткие рассказы[7].

В 1960—1970-х годах в ней работали такие талантливые журналисты, как Юрий Щекочихин, Ярослав Голованов и Василий Песков. Рубрика «Алый парус», где публиковались школьники, дала путёвку в профессию ряду будущих известных журналистов: Борису Минаеву, Андрею Максимову, Андрею Мальгину и другим. По словам Мальгина, «обстановка в „Алом парусе“ была замечательная. Свободолюбивая. Скажу, например, что за год, что я там тусовался, я услышал политических анекдотов, наверное, больше, чем за все годы перестройки»[15]. В 1973 году тираж газеты составлял около 9 млн экземпляров.[8]

С началом перестройки в газете начали появляться социально-критические статьи, которые ещё больше повысили популярность газеты. В 1990 году «Комсомольская правда» стала ежедневной газетой с самым большим в мире тиражом (22 миллиона 370 тысяч экземпляров)[16].

«Комсомольская правда» первая в стране выпустила цветную газету: 23 февраля 1984 года вышел в свет первый номер приложения к газете — еженедельник «Собеседник». Он стал культовым изданием для тех, кому тогда было 20. Тираж газеты в рекордные сроки достиг 1 млн 350 тыс. экземпляров: об этом, в частности, рассказано в книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием», где упомянуто и то, что на начало 1990 года сама «Комсомольская правда» с тиражом в 12,5 млн газета занимала по эти показателям второе место в мире, уступая лишь «Труду» и опережая японскую газету «Сахи»[17].

C 1 декабря 1990 года «Комсомольская правда» перестала быть органом ЦК ВЛКСМ, превратившись, согласно выходным данным, во «Всесоюзную ежедневную газету».

В начале 1991 года редакция организовала и провела масштабный конкурс «Мисс пресса СССР», о чём телекомпанией ВИD был снят фильм «Мисс Пресса» для Первого канала[18].

19 августа 1991 года во время августовского путча газета была запрещена ГКЧП, и впервые за всю историю не вышли по графику номера 19 и 20 августа. Но уже 21 августа газета напечатала всю хронику событий путча как исторический документ.

После распада СССР в 1992 году газета была приватизирована и изменила свою концепцию на развлекательную, сохранив название.

Владимир Путин с юбилейным выпуском газеты, 26 мая 2015 года

В современной России

В 1990—2000-е годы от общественно-политической тематики газета заметно сместила акцент внимания на светскую хронику, жизни знаменитостей и развлечение читателя, став одним из крупнейших «таблоидов». Политический обзор в газете остался, но стал занимать меньше места.

Начиная с осени 1993 года, по пятницам выходит еженедельник «Комсомольская правда — Толстушка» с увеличенным объёмом. Его тираж значительно превышает тираж ежедневного номера и достигает 2,7—3 млн экземпляров. До 2005 года еженедельник выходил по пятницам, затем — по четвергам. В настоящий момент еженедельник выходит по средам[19].

С апреля 2020 года из-за пандемии коронавируса, ежедневные выпуски «КП» стали выходить только по три раза в неделю вместо шести — по понедельникам, средам и пятницам.

«КП в Белоруссии»

Белорусская версия издания выходила с 1994 года[20]. После президентских выборов в 2020 года газете не давали печататься в Белорусии и выкинули из государственной сети распространения по подписке и в розницу[21]. За полгода после августа 2020 года тираж издания упал со 150 до 39 тысяч экземпляров[21].

29 сентября 2021 года сайт «КП в Белоруссии[be]» kp.by был заблокирован из-за материала Геннадия Можейко о перестрелке в Минске, 1 октября журналист был арестован[22]. 5 октября 2021 года «Комсомольская правда» закрыла свой белорусский филиал[23].

Главные редакторы

В редакции (справа: главный редактор В. Н. Сунгоркин), 2010 год

Владелец

По данным СМИ[24] крупнейшим бенефициаром ИД «Комсомольская правда» является сын основателя «Балтийской Медиагруппы» Сергей Руднов. Он косвенно контролирует минимум 45 % популярного издания.

У ООО «ЛДВ Пресс» 22 декабря 2016 года изменился состав учредителей. Теперь вместо кипрской Darbold Finance Ltd. 75,1 % общества теперь напрямую принадлежит Сергею Руднову. Оставшиеся 24,9 % остались за ООО «Медиа Партнёр», которым на паритетных началах владеют Виталий Кривенко и Сергей Орлов.

Сама же «ЛДВ Пресс» известна как компания, косвенно владеющая контрольным пакетом АО "Издательский дом «Комсомольская правда». Эту информацию в декабре 2016-го через пресс-службу «РВМ Капитала» подтвердил сам Сергей Орлов.

Он уточнял, что его эффективная доля в ИД оценивается в 7,5 %. Получается, что эффективная доля всей «ЛДВ Пресс» в «Комсомольской правде» может равняться 60,2 %, а Сергея Руднова через «ЛДВ Пресс» — 45,2 %.

Владельцы оставшихся 14,7 % АО ИД «Комсомольская правда» достоверно неизвестны. В прессе была лишь информация о том, что миноритариями издания являются его главный редактор и гендиректор ИД Владимир Сунгоркин, а также Аркадий Евстафьев, сейчас гендиректор инвестиционного холдинга «Энергетический союз».

Тираж

Тираж издания на территории России и стран СНГ на 2008 год составил 35 млн экземпляров.

За рубежом газета выходит тиражом один миллион экземпляров, в 48 странах мира. В Европе не уступает по тиражам и соперничает с такими русскоязычными изданиями, как «АиФ», «Новое русское слово», «Известия»[25][26].

Награды

Страница «Комсомольской правды», контуры комсомольского значка. 50 лет газете «Комсомольская правда». Марка СССР, 1975.
ордена
Премии и рейтинги
  • В январе 2015 года KP.RU возглавил рейтинг российских Интернет-СМИ с 25,4 млн уникальных пользователей в месяц (по данным TNS)
  • В ноябре 2014 года радиостанция «Комсомольская правда» получила награду за 1-е место в конкурсе «СМИротворец-2014» в номинации федеральное радио. Лучшей признали программу «Национальный вопрос»[27].
  • В мае 2014 года радиостанция «Комсомольская правда» получила Всероссийскую премию в области радиовещания Radio Station Awards-2014 (ЛУЧШАЯ НОВОСТНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ СТРАНЫ)[28]
  • В ноябре 2013 года KP.RU возглавил рейтинг российских Интернет-СМИ с 21,5 млн уникальных пользователей в месяц (по данным TNS)
  • В 2013 и 2012 годах KP.RU дважды стал победителем в номинации «Золотой сайт»
  • В 2010 и 2008 годах KP.RU дважды стал победителем «Премии Рунета» в категории «Государство и общество»[источник не указан 409 дней]

Факты

Высокоширотная полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда». Почтовый блок СССР, 1979.
  • В 1979 году газетой была организована «Высокоширотная полярная экспедиция газеты Комсомольская правда».
  • В 2002 году СМИ сообщали об инциденте в Тюмени, когда находившийся в состоянии алкогольного опьянения журналист «Комсомольской правды» полез в драку с музыкантами группы «Чайф»[29][30]. Годом ранее два журналиста газеты подготовили репортаж из вытрезвителя, куда они попали, находясь, по их признанию, в пьяном виде[31]. Газета регулярно публикует иллюстрированные репортажи, в которых описывается, как её журналисты и интервьюируемые ими герои занимаются обильным распитием спиртных напитков[32].
  • В 2000 году новооткрытый вид жуков Boreaphilus komsomolkae был назван в честь газеты.
  • В 2012 году медиахолдинг «Комсомольская правда» вошёл в число самых динамично развивающихся частных компаний стран BRICs (по данным отчёта «Rough Diamonds» Института исследования быстроразвивающихся рынков, созданного компанией Ernst & Young и Московской школой управления «Сколково»).
  • В 2013 году из-за инициативы ульяновского губернатора использовать в Ульяновской области альтернативный текст для международной образовательной акции «Тотальный диктант» в СМИ разгорелся скандал. Вместо «творчества писателя, активно использующего в своих произведениях ненормативную лексику»[33] был выбран текст Василия Пескова, журналиста «Комсомольской правды».
  • По результатам опроса компании OMI (Online Market Intelligence), специализирующейся на маркетинговых онлайн-исследованиях, «Комсомольская правда» была признана «любимым брендом россиян» в категории «газеты» в 2013 и 2014 годах.
  • Экспертом моды в «Комсомольской правде» является известный модельер Виктория Андреянова.
  • 2 августа 2021 года издание опубликовало новость сатирического сайта «Панорама» с заголовком «Известный американский телеканал из принципа не показал награждение воронежской гимнастки Ангелины Мельниковой»[34], через некоторые время публикация была удалена[35].

Заметные публикации

  • В 1982 году в «Комсомольской правде» был начат цикл публикаций Василия Пескова «Таёжный тупик», рассказывающий о жизни найденной в 1978 году в Хакасии семьи староверов Лыковых, добровольно ушедших от связи с внешним миром.
  • В 1982 году газета опубликовала статью «Рагу из синей птицы», написанную по письму видных деятелей культуры. В статье критике была подвергнута популярная в то время рок-группа «Машина времени». Статья стала заметным событием в контексте борьбы с молодёжной музыкой и субкультурой, вызвав возмущение аудитории.
  • Тьерри Мейсан 15 марта 2011 года опубликовал в газете исследование в жанре «журналистские расследования», в котором утверждал, что за организацией «Бильдербергский клуб» стоит НАТО[36].
  • 18 июля 2012 года Владимир Путин обратился с личным посланием к жителям пострадавших районов Кубани через газету «Комсомольская правда»: «…Знаю, что в Крымске у многих не работает телевидение, новости приходят с опозданием, поэтому решил обратиться к вам напрямую, через газету „Комсомольская правда“…»[37]
  • В 2017 году газета «Комсомольская правда» и другие СМИ, входящие в Издательский дом, анонсировали знаковый проект — возрождение традиций публикации романа с продолжением в периодическом печатном издании с поддержкой современных медиа: интернет-сайта, интернет-радио, блога, электронной книги, аудиокниги и бумажной книги. Старт проекта 14 марта, в Международный день числа «пи». «Комсомольская правда» представила российской и мировой русскоязычной аудитории историко-приключенческий роман Дмитрия Миропольского «Тайна трёх государей»; ISBN 978-5-4470-0262-6; масштабное расследование хитросплетений российской и мировой истории. Из аннотации:

«Тайна трёх государей» продолжает лучшие традиции произведений Александра Дюма, Умберто Эко и Дэна Брауна — при всей разнице перечисленных авторов. Это одновременно историко-приключенческий роман, лихой детектив, политический триллер и даже философский трактат — для такого сплава жанров существует название «инфотейнмент»: развлечение с информацией, тюнинг читательских мозгов.

Действие увлекательного сюжета разворачивается в современном Санкт-Петербурге. Молодой учёный рассказывает случайному знакомому, отставному майору, про исследование, посвящённое сходству биографий и деятельности трёх российских государей — Ивана Грозного, Петра Первого и Павла. Но оказывается, историк потревожил гораздо более древнюю тайну, которую пытаются разгадать уже 2600 лет.

Историк и майор вынуждены скрываться от преследователей — мистического ордена, секретных служб и мировой закулисы. Автор приглашает читателей следить за опасными и увлекательными приключениями героев, балансирующих на грани жизни и смерти, встречающих дружбу и предательство, запутавшихся в клубке исторических парадоксов — и в конце концов открывающих величайшую тайну всех времён, которую хранили библейские пророки, апостолы и три российских государя.

Оценки

Положительные

В. В. Тулупов в 2001 году отмечал, что несмотря на имевшие место сложности объективного и субъективного характера, «газета выдерживает конкурентную гонку и, пережив увлечение низкопробной „желтизной“ (хотя рецидивы этой „болезни“ наблюдаются), постепенно движется к статусу читабельной массовой молодёжной газеты». А также указывает на то, что «ироничный стиль, который особенно был характерен для „Комсомолки“ конца 80-х — начала 90-х (прежде всего, это проявлялось в заголовках), сохранился, но исчезли желчь, стёб, журналисты стали более ответственно подходить к слову».[38]

Критика

«Комсомольская правда»

Нынешнюю «Комсомольскую правду» часто критикуют за тенденциозную подачу материала и за публикацию «уток». Критики относят газету к жёлтой прессе, а иностранные издания называют «Комсомольскую правду» «пропагандистской бульварной газетой» в связи с тем, что на страницах издания никогда не встречается критика действующей власти[39].

Согласно lenizdat.ru в декабре 2007 года студенты-организаторы акции «Блевотный пикет» в Санкт-Петербурге в своём письме заявили, что намерены подать в суд на журналиста Комсомольской правды Артёма Скрябикова, поскольку посчитали изложенные его в репортаже обвинения организаторов пикета в работе конкурентов «Севзапмолока», продуктом которого отравились эти студенты, клеветой и фантазией журналиста. По мнению организаторов акции, Скрябиков не мог видеть в соседнем кафе некоего «солидного мужчину», который инструктировал студентов, поскольку, по их словам, в кафе сидели только студенты и поэтому журналист мог слушать разговор только через стекло кафе. Поэтому организаторы акции задались вопросом: «Этот журналист успешно отснял сам пикет, почему тогда он не снял на фото или видео того самого „солидного мужчину“ и сам процесс „инструктажа“?»[40].

В январе 2014 года «Лента.ру» отметила, что «газета перевела на русский язык шуточную новость про 37 человек, якобы погибших в Колорадо от передозировки марихуаны», которая была опубликована в блоге сатирических новостей The Daily Currant  (англ.). В новости рассказывалось о том, что после принятия в штате Колорадо закона о легализации марихуаны уже в первый день 2014 года от передозировки этим наркотиком в штате погибли 37 человек, среди которых The Daily Currant был назван 29-летний Джесси Пинкмана — «бывший продавец метамфетамина из Альбукерке, который недавно переехал в Булдер [город в Колорадо], чтобы открыть там легальный магазин по продаже марихуаны». «Лента.ру» отмечает, что «Джесси Пинкман — один из главных персонажей сериала „Во все тяжкие“, который по сюжету действительно производит и продаёт метамфетамин» и указывает, что «в заметке цитируется хирург Джек Шепард — персонаж сериала „Остаться в живых“», который «говорит в материале, что в больницы Колорадо поступают люди с гипоспадией (врождённый порок развития наружных половых органов у мужчин) и триметиламинурией (синдромом рыбного запаха)». «Лента.ру» обращает внимание на то, что и The Daily Currant и «Комсомольская правда» в своей новости сослались на колорадскую газету The Rocky Mountain News  (англ.), которая действительно существовала до 2009 года[41].

«Meduza» отмечала, что в октябре 2016 года в разделе «Политика» был опубликован текст в колонке внештатного автора блогера Сергея Лелеки с подзаголовком «Наш колумнист — о шутках над техническим состоянием уникального авианосца», посвящённый походу российского авианосца «Адмирал Кузнецов» в Средиземное море. В нём, критикуя позицию Антона Носика и Сергея Пархоменко, был пассаж, что «если кто решил стать военным экспертом, то вылечить от этого смогут только в газовой камере». Вскоре текст колонки на сайте газеты и в фейсбуке Лелеки были отредактированы, а фрагмент — удалён, исправления были согласованы с автором[42].

Журналист и медиаобозреватель Игорь Яковенко назвал газету «одним из самых позорных явлений российской прессы», охарактеризовав редакцию как «инкубатор по выведению подонков». Критик обвинил издание в публикации заказных и клеветнических материалов, связав деградацию «Комсомолки» с деятельностью Владимира Сунгоркина[43].

16 сентября 2019 г. в «Комсомольской правде» появилась статья «Польша сделала всё, чтобы Сталин напал на неё через 17 дней после Гитлера»[44]. Материалы, в которых Польшу обвиняют в том, что на неё напали солдаты СССР, возмутили многих россиян и поляков.

Статья «Порнуха вороной масти»

В пятничном отдельном выпуске газеты «Комсомольская правда» от 1994 года вышла статья «Порнуха вороной масти», посвящённая попытке режиссёров-любителей снять в августе того же года в Битцевском парке сцену из немецкого порнофильма «Екатерина», в которой Императрица совокупляется с жеребцом. В оригинальном фильме сцена полностью показана не была, поэтому режиссёры-любители решили снять то, что не было показано в оригинале. Статья имела большой общественный резонанс, и считается первой чисто бульварной статьёй в современной российской прессе, своеобразной вехой в становлении свободной прессы[45][46][47][48]. Статья вышла в отдельном, пятничном выпуске газеты в новом формате (так называемая «толстушка», из-за уменьшения формата, но увеличения числа страниц), который был выпущен, так как газета лишилась госдотаций в 1992 году и стала фактически нежизнеспособной[47]. По воспоминаниям Владимира Мамонтова, который руководил подготовкой к публикации данной статьи[48], эта статья стала переломной вехой и в самом издательстве, где на тот момент боролись две группы редакторов: консерваторы, которые хотели сохранить направленность газеты, заняв денег у корпорации «Газпром», и новые редакторы, которые таким образом отстаивали гласность и свободу слова:

Утро. Планёрка. Только что вышел номер «с конём». Главный мрачен, как на похоронах. «Вот куда ведут нас горе-новаторы, — говорит он со вздохом. — Вот под кого они „Комсомолку“ заставят ложиться». «Тут некоторые собрались под Газпром ложиться, — парировали новаторы-коневоды, — а это ещё хуже!»

По воспоминаниям Владимира Мамонтова[48] новаторы в редакции газеты победили, и статья была опубликована. Однако вскоре оказалось, что подобного рода публикации избыточны[49], и «Комсомольская правда» больше к таким темам и подобным публикациям не возвращалась. По оценке Владимира Мамонтова эта публикация являлась «детской болезнью становления свободной прессы в отдельно взятой газете». Однако Ирина Добашина в статье «Феномен бульварной прессы», написанной по материалам личных бесед с бывшей колумнисткой «Большого города» Алёной Лыбченко и опубликованной в газете «Новый взгляд» в публикации «Феномен бульварной прессы» от 10 декабря 2009 года[47] считает, что эта статья и определила дальнейшую политику издания, обеспечивая высокие рейтинги «Комсомольской правды».

Оскорбление чувств верующих

7 октября 2002 года газета опубликовала статью «Московский монастырь оказался борделем». Пресс-служба московской общины францисканцев выступила с заявлением, в котором подвергла газету критике, заявив, что та, используя метод дутой сенсации, напечатала клевету на католиков-францисканцев[50]. 23 декабря 2002 года Большое жюри Союза журналистов России на своём заседании рассмотрело обращение настоятеля католического ордена францисканцев в России Г. Цероха. В своём решении в лице председательствующего, сопредседателя Большого Жюри М. А. Федотова жюри подняло вопрос журналистской этики издания[51]:

Заголовок статьи, её содержание, тональность, а также сопровождающий её коллаж не соответствуют реальному положению дел и создают у читателей превратное представление о данной религиозной организации и характере её деятельности. Хотя автору было известно, что в данной квартире не находится никакой религиозной общины, однако в статье неоднократно акцентируется внимание на том, что «любитель эротической экзотики может посетить монастырь и весело провести время в компании молоденьких „монашек“». В явном противоречии с реальностью автор пишет: «А это действительно что-то новенькое на рынке столичных сексуальных услуг». Построенная в таком духе статья представляет собой довольно типичный пример циничного конструирования псевдо-сенсационной публикации на основе произвольного истолкования тривиального квартирного спора. В результате получилась статья, откровенно оскорбляющая чувства верующих, что не делает чести такой массовой газете как «Комсомольская правда».

Политический коллаж

Заместитель главного редактора «Комсомольской правды» Леонид Захаров в № 125 от 26 августа 2008 года на 5-й странице с обличительными комментариями опубликовал фотографию Пола Маккартни, которому президент Украины Виктор Ющенко якобы подарил рубаху с надписью «Спасибо тебе, Боже, что я не москаль!»[52]. Впоследствии украинский ЖЖ-блогер Игорь Бидан из Кременчуга было выяснено, что подаренная рубаха была белой, а надпись добавлена в фотографию средствами редактора изображений[53]. Позже Захаров признал ошибку, удалил статью и опубликовал опровержение[54]. По мнению главного редактора газеты «Новый Днестровский курьер» Сергея Ильченко, «Сайт „Комсомольской правды“ вообще перенасыщен грубыми провокациями такого рода — он откровенно работает на конфронтацию между Украиной и Россией»[55].

Заказные публикации

В 2001 году журналисты газеты «Ведомости» Елена Евстигнеева, Сергей Рыбак со ссылкой на данные PR-агентства Promaco PR/CMA причислили «Комсомольскую правду» к числу 12 изданий, где за публикацию заказных статей (именуемых на журналистском жаргоне «джинсой») принимают денежное вознаграждение[56].

«Акт Магнитского»

14 декабря 2012 года в 16:00 по московскому времени главному редактору газеты «Комсомольская правда» Владимиру Сунгоркину пришло факсимильное сообщение из посольства США в РФ, согласно которому действие его визы аннулируется из-за подписания президентом Бараком Обамой закона Магнитского. Скан уведомления разместила у себя блоге в Твиттере главный редактор телеканала Russia Today Маргаритой Симоньян, а затем он был опубликован на сайте газеты[57].

Подлинность этого документа была сразу же поставлена под сомнение главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым в своём блоге в Твиттере, так как указанный в письме вице-консул Алета Ковенски работает консулом США в Туркмении, а бланк, на котором написано уведомление, отличается от тех, которые обычно использует посольство США в РФ в своей переписке. Помимо этого, закон был подписан Бараком Обамой только в 21:00 по московскому времени, и за пять часов до этого не имел никакой значимости. Параллельно номер визы Сунгоркина, указанный в письме, отличался от подлинного[58].

Журналисты Эха Москвы связались с сотрудниками американского посольства, и те сообщили о том, что никаких писем Сунгоркину не отправляли. После этого заметка о визе Сунгоркина на сайте КП была удалена, ибо он оказался жертвой розыгрыша[59].

Статья Ульяны Скойбеды

13 мая 2013 года на сайте «КП» была опубликована статья Ульяны Скойбеды «Политик Леонид Гозман заявил: „Красивая форма — единственное отличие СМЕРШ от СС“». В ней колумнист прокомментировала пост Гозмана на сайте «Эха Москвы», в котором политик раскритиковал выход на телеэкраны сериала про контрразведывательные организации СМЕРШ. Скойбеда упомянула, что либералы начали активно обсуждать эту тему в интернете, называя НКВД «преступной террористической организацией» и ставя Сталина наравне с Гитлером[60].

Ульяна Скойбеда заявила, что либералы намеренно «переоценивают и оплёвывают всё, что связано с войной» и «ведут нас от Победы — к лузерству». Заканчивается статья журналистки словами: «А, знаете, ведь деятельность либералов, в таком случае — подрывная. Диверсионная. Что там спецслужбы-то наши? Не хотят вспомнить опыт СМЕРША?[60]».

Днём 15 мая фраза в подзаголовке «Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше бы было проблем» была заменена на «Либералы пересматривают историю, чтобы выбить у нашей страны почву из-под ног». Скриншот оригинального варианта сохранился в социальных сетях. Кроме того, фраза про «абажуры» выдаётся и в поиске на сайте «Комсомольской правды»[60].

Колонка вызвала скандал в интернет-сообществе. Писатель Борис Акунин отметил, что «вообще-то, по современным европейским нормам, это уголовная статья и запрет издания». Ранее статьи Скойбеды о писательнице Дине Рубиной и рестораторе Алексее Кабанове, убившем свою жену, также вызывали возмущение общественности[60].

16 мая Роскомнадзор вынес предупреждение газете «Комсомольская правда» за материал «Политик Леонид Гозман заявил: „Красивая форма — единственное отличие СМЕРШ от СС“», ибо там допущены высказывания, нарушающие требования Федерального закона «О средствах массовой информации» и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»"[61]. Вечером 18 мая на сайте КП Ульяна Скойбеда принесла извинения за свою статью, где признала, что «в полемическом запале допустила некорректное высказывание»[62].

Освещение украинских событий с 2014 года

По мнению lenizdat.ru «Комсомольская правда» «в освещении российско-украинского конфликта придерживается пророссийской позиции, чему ярко свидетельствуют многочисленные материалы», а также пишет, что «заголовки других материалов говорят сами за себя»: «Киев начал карательную операцию против восставшего Славянска», «Карательную операцию Киева в Донбассе координируют США», «Украиной рулят девять уголовников и клиент психбольницы», «Люстрация — майдана иллюстрация»"[63]. 28 марта 2014 года на фоне присоединения Крыма к Российской Федерации и украинского кризиса в целом главный редактор газеты Владимир Сунгоркин в эфире программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» заявил о том, что не готов предоставить в своём издании трибуну противникам Виктора Януковича и политики РФ, так как «мы защищаем национальные интересы»[64].

Старший редактор slon.ru Михаил Зеленский отмечал, что 22 апреля президент РФ Владимир Путин подписал указ о награждении более 300 сотрудников российских СМИ «за объективность при освещении событий в Крыму», который, однако, не был выложен в публичный доступ. Около ста наград получили сотрудники ВГТРК, более 60 — журналисты «Первого канала», по несколько десятков — представители НТВ, RT и Life News. Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин получил орден «За заслуги перед Отечеством» четвёртой степени[65]. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» он подтвердил факт получения награды, из его газеты награды также получили Дарья Асламова, Александр Коц и Дмитрий Стешин[66].

Сайт

По данным Amazon Alexa на июль 2021, сайт kp.ru является 30-м самым популярным интернет-ресурсом в России[67].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 НИЭ, 2003, с. 83.
  2. 1 2 Иванищева, 2015, с. 69.
  3. Raucous Russian Tabloids Thrive
  4. Охват аудитории газеты «Комсомольская правда»
  5. Обнародованы данные о нераспроданных тиражах «Комсомолки» и АиФ
  6. 1 2 The ISSN portal (англ.)Paris: ISSN International Centre, 2005. — ISSN 0233-433X
  7. 1 2 3 Komsomolskaya Pravda // Encyclopædia Britannica
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 БСЭ, 1973.
  9. Ордена «Комсомольской правды»
  10. Радио «Комсомольская правда»
  11. «Комсомольская правда запустила собственный телеканал» (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 января 2012. Архивировано 26 декабря 2014 года.
  12. 1 2 3 4 5 Ганичев, 1973.
  13. Списки жертв. 1937. Октябрь
  14. «Комсомольская правда»: история и нынешний день газеты. РИА Новости (24 мая 2010). Дата обращения: 21 сентября 2010. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  15. Андрей Мальгин. Щекочихин. — «Эхо Москвы», 4.07.2013
  16. Русская книга рекордов и достижений «Диво»: Периодика. Самые большие тиражи
  17. «Влад Листьев. Пристрастный реквием» ISBN 978-5-905629-27-3, страница 68
  18. ГАЗЕТА «НОВЫЙ ВЗГЛЯД»
  19. НИЭ, 2003, с. 84.
  20. Журналісту «КП у Беларусі» Генадзю Мажэйку прад'явілі абвінавачванне па крымінальных артыкулах (белор.). Наша Ніва. Белорусская ассоциация журналистов (11 октября 2021). Дата обращения: 31 октября 2021.
  21. 1 2 В Кремле прокомментировали блокировку «Комсомолки»: Это нарушение принципа свободы СМИ. ZERKALO.IO  (белор.) (1 октября 2021). Дата обращения: 31 октября 2021.
  22. Кремль не протестует против закрытия "Комсомольской правды" в Беларуси. Это странно или логично?. Русская служба Би-би-си (6 октября 2021).
  23. Гункель, Елена "Комсомольская правда" закрывает представительство в Беларуси. Deutsche Welle (5 октября 2021). Дата обращения: 31 октября 2021.
  24. Основной владелец «Комсомольской правды» раскрыл своё имя. AdIndex (09 Января 2017).
  25. Русские издания за рубежом (недоступная ссылка)
  26. У «Известий» самый большой тираж среди качественных газет
  27. Радио «Комсомольская правда» победило в конкурсе «СМИротворец-2014»
  28. Радио премия рунета
  29. Пьяный журналист избил барабанщика «Чайфа» (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 августа 2009. Архивировано 4 апреля 2012 года.
  30. Новости музыки 2004 год
  31. В вытрезвитель мы попали, нас «обогрели, обласкали»
  32. Ветеран президентского пула журналистов Вячеслав Терехов: «Я в Кремле и подсматриваю, и подслушиваю»
  33. https://www.ul.kp.ru/online/news/1409311/
  34. https://twitter.com/kpvrn/status/1422100126550663173. Twitter. Дата обращения: 3 августа 2021.
  35. Известный американский телеканал из принципа не показал награждение воронежской гимнастки Ангелины Мельниковой. Комсомольская правда (2 августа 2021).
  36. Кто рулит «мировым правительством» // KP.RU
  37. http://www.kremlin.ru/transcripts/16013
  38. Тулупов, 2001, с. 41.
  39. Народ против «жёлтой» прессы // Эхо Москвы
  40. Организаторы Блевотного пикета намерены подать в суд на «Комсомолку» // lenizdat.ru, 24.12.2007
  41. «КП» поверила в шуточную новость про смерть от марихуаны // Лента.ру, 13.01.2014
  42. «Комсомольская правда» удалила из колонки фразу про «лечение в газовой камере» «Meduza», 24.10.2016
  43. Яковенко, Игорь Человек, 20 лет топящий мир в дерьме. Новая хроника текущих событий (29 мая 2017). Дата обращения: 30 июля 2017.
  44. Эдвард ЧЕСНОКОВ | Сайт «Комсомольской правды». Польша сделала всё, чтобы Сталин напал на неё через 17 дней после Гитлера. KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (16 сентября 2019). Дата обращения: 23 сентября 2019.
  45. Лагутина О. В.. Массовая, «Жёлтая», бульварная пресса: к вопросу разграничения понятий, Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. (2013. № 2). Дата обращения 1 июля 2014.
  46. Кузина М. «Порнуха вороной масти». Газета.ру. Дата обращения: 1 июля 2014.
  47. 1 2 3 Добашина И. Феномен бульварной прессы. «Новый Взгляд» (10 Декабрь 2009, №11). Дата обращения: 1 июля 2014.
  48. 1 2 3 «Порнуха вороной масти». Комсомольская правда (6 Марта 2003,). Дата обращения: 1 июля 2014.
  49. По словам Мамонтова: «а уж от такой свободы слова с читателями просто несварение желудка приключается».
  50. «Комсомольская правда» опубликовала скандальную статью «Московский монастырь оказался борделем» (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 февраля 2009. Архивировано 13 февраля 2009 года.
  51. Решение Большого жюри Союза Журналистов России № 24 от 23 декабря 2002 года «Об обращении настоятеля Католического ордена Францисканцев в России Г. Цероха в связи с передачей „Человек и закон“, подготовленной телекомпанией „Останкино“ и вышедшей в эфире „Первого канала“ 11.10.2002 г., и публикацией „Московский монастырь оказался борделем“ в газете „Комсомольская правда“ от 07.10.2002 г.»
  52. См. копию статьи: Николай Пидступный. Ложь «Комсомольской ПРАВДЫ»? Фотофакт Архивная копия от 30 июля 2012 на Wayback Machine // Высокий вал: Черниговская общеполитическая газета, 29.08.2008.
  53. * Ещё о правдивых кремлёвских СМИ
  54. Леонид Захаров. «Рубаха-битл»: как это было // Комсомольская правда, 29.08.2008.
  55. Сергей Ильченко. Обыкновенные PRoвокаторы // Лента ПМР: Информационное агентство Приднестровья, 28.08.2008.
  56. Елена Евстигнеева, Сергей Рыбак. Донкихоты от PR. Ведомости (26 февраля 2001). Дата обращения: 8 декабря 2015.
  57. Главред «Комсомолки» заявил о приостановке его визы из-за «закона Магнитского» // Lenta.ru, 15.12.2012
  58. Главред «Комсомольской правды» стал жертвой розыгрыша// Эхо Москвы
  59. Письмо главреду «Комсомолки» от посольства США оказалось подделкой // Lenta.ru, 15.12.2012
  60. 1 2 3 4 «Комсомольская правда» удалила пассаж про абажуры из либералов // Лента.ру, 15.05.2013
  61. Роскомнадзор вынес предупреждение «Комсомолке» // Лента.ру, 15.05.2013
  62. Ульяна Скойбеда: «Я всегда буду защищать нашу Победу, но за „абажуры“ приношу извинения» // Комсомольская правда
  63. «Комсомолка» удалила статью о похищении своей журналистки // lenizdat.ru, 28.04.2014
  64. Особое Мнение, Владимир Сунгоркин 28.03.2014. // Эхо Москвы
  65. Путин наградил 300 журналистов «за объективность при освещении событий в Крыму» // slon.ru, 05.05.2014
  66. Существует ли объективность СМИ в условиях войны? Эхо Москвы, 07.05.2014
  67. kp.ru Competitive Analysis, Marketing Mix and Traffic - Alexa. www.alexa.com. Дата обращения: 13 июля 2021.

Литература

Ссылки