Газета. Ru


Газета.ru
Изображение логотипа
URL gazeta.ru​ (рус.)
Тип сайта интернет-издание
Язык (-и) русский
Владелец Rambler&Co[1]
Автор Антон Носик
Главный редактор Сергей Рыбка
Начало работы 21 апреля 1998
Рейтинг Alexa 1223[2]
Страна
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

«Газета.ru» — российское общественно-политическое интернет-издание, основанное в 1999 году. Круглосуточно освещает российские и мировые новости. Входит в группу компаний «Rambler&Co»[3].

Согласно данным LiveInternet[4], «Газета.ru» входила в Топ-10 самых посещаемых ресурсов Рунета в категории «Новости и СМИ». По сообщению «Медиалогии», в ноябре 2014 года «Газета.ru» вошла в тройку самых цитируемых новостных ресурсов страны[5].

История

Издание начало работу в феврале 1999 года как проект Фонда эффективной политики под руководством Антона Носика[6] с дизайном Артемия Лебедева[7]. В сентябре 1999 года на базе проекта были образованы издания Вести.ру и Lenta.ru, а бренд «Газета.ru» был продан компании ЮКОС, которая создала под него новое издание во главе с журналистом Владиславом Бородулиным. Именно с этого момента принято отсчитывать историю «Газеты.Ru».

В 1998 году Владислав Бородулин покинул пост редактора еженедельника «Коммерсантъ-Власть» после конфликта с шеф-редактором Рафом Шакировым. Причиной стала его статья «15 млрд долларов потеряла Россия благодаря Примакову», в которой речь шла о последствиях скандального «разворота над Атлантикой» и отмены визита премьер-министра Российской Федерации Евгения Примакова в США[8]. Эта статья была по горячим следам переопубликована интернет-сайтом «Газета.ru», а в сентябре 1999 года Бородулин стал его главным редактором. При этом сам Владислав Бородулин считает, что «уход из „Ъ“ и приход в „Газету“ — стояли рядом, но не были причиной и следствием»[9].

До 2005 года 100 % акций издания принадлежали Владиславу Бородулину, который в ноябре 2005 года продал их издательскому дому «Секрет фирмы». В 2006 году предприниматель Алишер Усманов купил за 50 млн долларов США издательский дом «Секрет фирмы», а в июне 2008 года ИД «Коммерсантъ» и владельцы компании «СУП» произвели обмен активами. «Коммерсантъ» получил до 50 % «СУПа». В свою очередь, «СУП» стал владельцем 100 % «Газеты.ru».

Перед думскими выборами 2011 года пост заместителя главного редактора «Газеты.ru» покинул Роман Баданин. Причиной увольнения стало решение руководства издания снять с сайта баннер совместного проекта с правозащитной организацией «Голос», в рамках которого читатели сообщали о нарушениях в ходе избирательной кампании. Главный редактор Михаил Котов объяснил решение снять баннер коммерческими соображениями, сказав, что место освобождали под рекламу. Глава ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев (в то время «Газета» входила с ИД в общий холдинг) говорил, что конфликт произошел из-за отказа Баданина ставить на сайт рекламу «Единой России»[10].

После выборов 2012 года холдинг SUP Media, владевший «Газетой.ru», полностью перешел предпринимателю Александру Мамуту. В марте 2013 года издание покинул Михаил Котов, его заменила Светлана Лолаева, работавшая в «Газете.ru» с 2007 года. Через несколько месяцев владельцы «Газеты.Ru» решили заменить её на бывшую сотрудницу «Известий» и РИА «Новости» Светлану Бабаеву. К сентябрю 2013 года, когда «Газету.ru» возглавила Бабаева, в издании почти полностью сменился отдел политики и ушли многие сотрудники, освещавшие избирательные кампании 2011 и 2012 годов[10].

В декабре 2014 года «Газета.ru» запустила новую версию мобильного сайта[11]. По данным Alexa.com за 2014 год, «Газета.ru» также входила в Топ-50 самых популярных сайтов Рунета[12] и в 1000 самых популярных ресурсов мирового интернета[13].

Колумнисты

В ноябре 1999 года в «Газете.ru» запустился раздел «Публицистика». Как это происходило, вспоминает один из первых журналистов издания, бывший главный редактор «Газеты.Ru» Михаил Котов:

«Влад Бородулин пригласил Андрея Гришковца в „Газету.ru“ делать раздел „Публицистика“. Дело в том, что Гришковец работал в „Коммерсанте“ с так называемыми „золотыми перьями“, очень мощным отделом спецкоров: Александром Кабаковым, Наталией Геворкян, Глебом Пьяных, Игорем Свинаренко, Валерием Дранниковым, Андреем Колесниковым, Валерием Панюшкиным… И у Бородулина была идея, чтобы эти известные фигуры в журналистике, люди с именами, стали писать колонки в „Газету.ru“. Андрей начал договариваться с авторами. Кроме „коммерсантовцев“ были, конечно, и другие. Например, у нас была опубликована колонка Бориса Стругацкого. И она не была бы последней, если бы мы решили физическую проблему отправки ему гонораров в Питер… Ещё колонки писали Азер Мурсалиев, Григорий Горин, позже появился поэт-правдоруб Игорь Иртеньев… „Публицистика“ фактически превратилась в рубрику с колонками — в ней выходил один материал в день»[14].

Колумнисты всегда занимали особое место в «Газете.ru». В их число впоследствии вошли Наталия Осс, Антон Долин, Евгений Киселёв, Федор Лукьянов, Ирина Ясина, Андрей Родионов, Сергей Алексашенко, Семен Новопрудский, Александр Аузан, Георгий Бовт, Наталия Геворкян, Юлия Латынина, Божена Рынска и многие другие.[источник не указан 585 дней]

Проекты издания

По словам Михаила Котова, в «Газете.ru» впервые появились онлайн-интервью, начало которым положило интервью с президентом России Владимиром Путиным в 2001 году[14].

В последние годы на сайте издания стали активно развиваться спецпроекты. В ноябре 2014 года «Газета.ru» запустила специальный проект, посвященный годовщине «евромайдана»[15]. Над спецпроектом «Газета.Ru» работала совместно со студией инфографики группы компаний «Rambler & Co».

«Мы были под сильным впечатлением от фотографий с „майдана“, когда все это происходило. И идея сделать акцент на крупные изображения возникла с самого начала проекта. Мы попробовали переупаковать „лонгрид“ в мультимедийное слайд-шоу, — говорит дизайн-директор студии „Рамблер Инфографика“ Василий Шихачевский. — Первая версия, содержавшая преимущественно фотографии, показалась нам „сухой“, тогда появились анимированные кадры и просто несложные анимации статичных фотографий, чтобы разнообразить повествование. Всю изобразительную часть мы сознательно делали более спокойной, так как основной контент (фото и видео, в первую очередь) нам кажется достаточно интересным сам по себе»[16].

Совместные спецпроекты «Газеты.Ru» и «Рамблер Инфографики» были посвящены 10-летию трагедии в Беслане[17], Первой мировой войне[18] и 15-летию пребывания Владимира Путина у власти[19]. Последний представлен в формате лонгрида с использованием мультимедийного контента, который подаётся с эффектом асинхронного движения фона. В профессиональной среде его также называют «параллакс-сайт» или «скролл-сайт».

В мае 2016 года были запущены видеопроекты «Чайная Партия» и «7 минут с Максимом Шевченко». Ведущими первой программы стали колумнист издания Георгий Бовт и специальный корреспондент уральского интернет-издания «Znak.com» Екатерина Винокурова, покинувшая «Газету.ru» в 2013 году после увольнения Светланы Лолаевой, обсуждающие прошедшие события в жанре сатиры[20].

В социальных сетях

Издание широко представлено в социальных сетях. На твиттер-аккаунт «Газеты.Ru» подписано более 2 млн пользователей. Страница издания в социальной сети Facebook насчитывает более 650 тыс. подписчиков, страница «Вконтакте» — более 100 тыс. подписчиков. В конце 2014 года издание стало развивать собственный аккаунт в сети «Инстаграм».

Награды и юбилеи

В 2009 году в честь своего 10-летия на сайте «Газеты.ru» был опубликован спецвыпуск, посвященный истории проекта[21]. В том же году «Газета.Ru» была признана лучшим деловым средством массовой информации на Всероссийском конкурсе деловой журналистики РСПП. В 2010 году «Газета.Ru» получила награду Всероссийского конкурса деловой журналистики РСПП в номинации «Рубрика года» (за рубрику «Комментарии»)[22]. В 2014 году вышел спецпроект к 15-летию «Газеты.ru»[23].

Достижения

В 2014 году ежемесячная аудитория сайта в среднем насчитывала более 18 млн уникальных посетителей. Согласно открытым данным, рекордный трафик издания был зафиксирован в марте 2014 года — за месяц сайт газеты посетили более 20 млн человек. В 2014 году «Газета.ru» входила в первую тройку самых цитируемых интернет-ресурсов[5]. Согласно исследованию Яндекса[24], «Газета.Ru» вошла в Топ-10 российских СМИ, на которые чаще всего ссылались, и в Топ-10 российских СМИ, лидирующих по числу ежедневных публикаций. «Газета.ru» также входит в Топ-10 самых посещаемых ресурсов Рунета в категории «Новости и СМИ»[4][25].

Блокировка

25 июня 2013 года в Ульяновске по решению прокуратуры интернет-провайдер «Ростелеком» заблокировал сайт «Газета.ru»[26], как содержащий «информацию о способах дачи взяток, об обстоятельствах, при которых необходимо давать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за дачу взятки». При этом на судебное заседание никто из представителей «Газеты.ru» приглашён не был, а о самом решении редакция сайта узнала от своих читателей. Также отмечается, что в этом решении не указаны ссылки на конкретные материалы, якобы пропагандирующие коррупцию.

Несколько раз ресурс был заблокирован операторами связи из-за технических ошибок. 17 февраля 2014 года пользователи «Билайна» испытали сложности с доступом к сайту «Газеты.ru». По версии оператора связи, неполадки были вызваны высокой нагрузкой на технических платформах[27]. 25 июля 2014 года доступ к «Газете.ru» был заблокирован у нижегородских пользователей провайдера «Ростелеком». Блокировка произошла из-за модернизации оборудования, используемого для фильтрации контента[28]. 26 июня 2014 года, также из-за технической ошибки «Ростелекома», доступ к «Газете.Ru» по всему миру был ограничен в течение часа[29].

Главные редакторы

Критика

В ноябре 2013 года в социальных сетях обратили внимание на материал «Навальный нашел terra incognita» о публикации политиком Алексеем Навальным о дачном кооперативе «Сосны», где проживает ряд членов партии «Единая Россия». В нём автор Наталья Галимова жаловалась на невозможность дозвониться до оппозиционных политологов, из-за чего в статье была представлена только точка зрения провластных деятелей[31].

В феврале 2015 года освещавший вооружённый конфликт на востоке Украины журналист Los Angeles Times Сергей Лойко опубликовал переписку с заместителем главного редактора «Газеты.ru» Петром Власовым. В ней российский медиаменеджер выражал угрозы физического характера, попутно обвиняя коллегу в работе на «хозяев в штатах»[32].

31 марта 2015 года группа «Анонимный интернационал» выложила для свободного скачивания СМС-переписку за 2011—2014 годы заместителя главы Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Тимура Прокопенко[33]. В одном из сообщений чиновник обращался к топ-менеджеру Рамблера Алексею Гореславскому, а через него — к главреду «Газеты. Ru» Светлане Бабаевой с требованиями в срочном порядке отреагировать на критику Олимпийских игр в России со стороны Виктора Шендеровича. На следующий день «Газета. Ru» выпустила редакционный материал, начинавшийся словами «Поразительно, насколько интернет мешает рядовым россиянам безоглядно радоваться Олимпийским играм». В заметке обсуждалось, как несправедливо блогеры критикуют Олимпийские игры в Сочи[34].

В 2016 году обозреватель агентства Bloomberg Леонид Бершидский назвал «Газета.Ru» «пропутинским СМИ», действующим в интересах российских властей[35].

Примечания

  1. https://www.gazeta.ru/about/
  2. Alexa Internet (англ.) — 1996.
  3. Rambler&Co. Дата обращения: 4 ноября 2021. Архивировано 3 ноября 2021 года.
  4. 1 2 Новости и СМИ (Россия) - Рейтинг сайтов. LiveInternet. Дата обращения: 4 ноября 2021. Архивировано 5 июня 2014 года.
  5. 1 2 Рейтинги СМИ и интернет-ресурсов России. Все влиятельные российские СМИ в рейтинге цитируемости Медиалогии (недоступная ссылка). Архивировано 15 марта 2015 года.
  6. Нулевой номер «Газеты.Ru». Газета.Ru (28 февраля 1999). Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  7. Сайт «Газеты.ру» 1.0. Дата обращения: 2 мая 2019. Архивировано 2 мая 2019 года.
  8. Владислав Бородулин. 15 млрд долларов потеряла Россия благодаря Примакову. Коммерсантъ (24 марта 1999). Дата обращения: 21 января 2015. Архивировано 21 января 2015 года.
  9. Владислав Бородулин. Мы пришли и сказали: дайте нам 11 букв и 2 точки. Газета.ru (9 сентября 2014). Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  10. 1 2 12 редакций за пять лет. «Meduza» (17 мая 2016). Дата обращения: 28 мая 2016. Архивировано 13 сентября 2017 года.
  11. Мобильная версия «Газеты.Ru». Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 21 января 2015 года.
  12. Top Sites in Russia (англ.). Alexa.com. Дата обращения: 6 декабря 2011. Архивировано 8 ноября 2011 года.
  13. Статистика сайта «Газета.Ru» (англ.). Alexa.com. Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 25 января 2019 года.
  14. 1 2 Михаил Котов. Первый макет состоял из «морды» и трех «ушей». Газета.Ru (15 сентября 2014). Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  15. Хроника «Евромайдана»: как мирные протесты переросли в революцию". Газета.ru (21 ноября 2014). Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  16. «Газета.Ru» запускает спецпроект, посвященный годовщине «евромайдана». Газета.ru (21 ноября 2014). Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  17. Спецпроект, посвященный трагедии в Беслане. Газета.ru. Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  18. Первая Мировая война в деталях: инфографика. Газета.ru. Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 23 ноября 2014 года.
  19. 15 лет с Путиным. Газета.ru. Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  20. 7 минут для «Чайной Партии». Вести.ру (20 мая 2016). Дата обращения: 28 мая 2016. Архивировано 7 августа 2018 года.
  21. 10 лет «Газете.Ru». Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  22. РСПП вручил награды лучшим представителям деловой журналистики России (недоступная ссылка). Российский союз промышленников и предпринимателей. Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  23. Проект, посвященный 15-летию «Газеты.ru». Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  24. Компания Яндекс - Новости в интернете: СМИ и читатели. Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 23 января 2015 года.
  25. Рамблер ТОП100/ Новости и СМИ. Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  26. В Ульяновске «Газету.Ru» заблокировали за подрыв авторитета власти. lenta.ru (25 июня 2013). Дата обращения: 25 июня 2013. Архивировано 29 июня 2013 года.
  27. "БиЛайн" рассказал о причинах блокировки ЖЖ и Газеты.Ru: Роскомнадзор ни при чём. (недоступная ссылка). mir-politika.ru (17 февраля 2014). Дата обращения: 21 января 2015. Архивировано 21 января 2015 года.
  28. «Ростелеком» восстановил доступ к «Газете.ru» в Нижнем Новгороде. Газета.Ru (25 июля 2014). Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  29. «Газета.Ru» была заблокирована из-за ошибки «Ростелекома». Газета.ru (26 июня 2014). Дата обращения: 20 января 2015. Архивировано 20 января 2015 года.
  30. Главред «Газеты.ру» ушла со своего поста. Lenta.ru (8 сентября 2013). Дата обращения: 8 сентября 2013. Архивировано 2 февраля 2016 года.
  31. «Коммерсантъ» убрал с сайта заметку о Навальном и даче Володина. Дата обращения: 23 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  32. Интеллигент в кубе. Как замглавреда «Газеты.ру» обматерил Сергея Лойко. «Медианяня» (19 февраля 2015). Дата обращения: 28 мая 2016. Архивировано 10 июня 2016 года.
  33. Гендиректор РБК подтвердил подлинность опубликованной переписки с Кремлем Архивная копия от 4 апреля 2015 на Wayback Machine // Телеканал «Дождь».
  34. В сети появилась SMS-переписка Администрации президента с «Галустяном», «Яровой» и руководителями СМИ. «Бумага» (2 апреля 2015). Дата обращения: 5 марта 2016. Архивировано 6 марта 2016 года.
  35. Leonid Bershidsky. Being a Russian Media Mogul Is Dangerous (англ.). Bloomberg View (25 апреля 2016). Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано 26 апреля 2016 года.

Ссылки